Усыновление приоритетная форма устройства детей

Усыновление — приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Усыновление приоритетная форма устройства детей

Митякина, Е. В. Усыновление — приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей / Е. В. Митякина.

— Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 97-100.

— URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/226/12089/ (дата обращения: 29.01.2021).



В последнее время всё чаще в средствах массовой информации и со стороны государства поднимаются вопросы о детях, оставшихся без попечения, об их воспитании, о защите прав детей, о проблемах устройства детей сирот.

За приоритет семейного воспитания ребенка в наше время выступает не только государство, но и психология с педагогикой. Право ребенка жить и воспитываться в семье закреплено, прежде всего, в Конвенции ООН «О правах ребенка» «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания» [1]

Семейный кодекс РФ придерживается аналогичного правила п. 2 ст. 54 гласит «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье» [2]

Семейным законодательством Российской Федерации предусмотрены различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей — это усыновление, опека и попечительство, приемная семья.

В данной работе будет рассмотрена основная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей — усыновление.

На конец 2015 года по данным федерального статистического наблюдения численность детей, оставшихся без опеки составила 481 921 человек. Если сравнивать с 2014 годом, то численность уменьшилась на 2,3 % (в 2014 году — 493071 человек). Из них 83 % детей находится на воспитании в семье.

Актуальность темы усыновление (удочерение) бесспорна так как, несмотря на снижение общего числа детей — сирот в России ещё остаётся очень много детей, оставшихся без опеки.

В силу различных обстоятельств бывают разные причины оставления детей, будь то смерть родителей, лишение их родительских прав, осуждение родителей к лишению свободы, тяжелая болезнь или длительное отсутствие родителей, уклонение родителей от своих родительских обязанностей, отказ родителей взять своих детей из родильных или иных учреждений. [3]

Гарантии государства в отношении семьи закреплены Конституцией РФ. В части 1 статьи 38 говорится: «Материнство и детство, семья находится под защитой государства», поэтому государство берет ответственность на себя за таких детей, определяя их в воспитательные учреждения, на полное государственное обеспечение.

Государственная политика в отношении детей была заложена еще в 1990-х гг., когда 24 июля 1998 г. президент РФ Борис Ельцин подписал федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Утверждались такие программы по улучшению детей в РФ до 2000г.

Национальный план действий в интересах детей, указом президента РФ 14 сентября 1995г. План действий по улучшению положения детей в РФ на 2001–2002 гг. (распоряжение правительства РФ от 21 августа 2001г.

) По настоящее время разрабатываются стратегии направленные на сокращение числа детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет их устройства в семьи. 1 июня 2012г. указом Президента РФ утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 гг. Документом поставлена цель увеличить к концу 2017г.

долю детей — сирот, воспитывающихся в семьях до 90 %. Зачастую государство совместно с фондами реализует комплекс мер для снижения социальной пропасти между детьми в семьях и сиротами.

Основным законом при усыновлении (удочерении) детей, оставшихся без попечения родителей является Семейный кодекс, но часть норм установлена ещё и дополнительными гарантиями в федеральном законодательстве:

− Широкомасштабные меры психолого — педагогической поддержки, включаю образовательную, медицинскую и социальную сферу.

− Допустимость участия некоммерческих организаций, таких как банк данных сирот «Дети ждут»; проект поддержки приемных семей «Ванечка», к пользованию данными федеральных систем.

− Существование различных порядков устройства сирот в семьи, включая усыновление, опеку и приёмные семьи.

− Большое количество государственных институтов поддержки, помощи и содержания детей.

В процессе исследования данной темы проанализирована динамика количества детей, оставшихся без попечения родителей, а также анализ усыновления (удочерения) детей гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами, а так же рассмотрено семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей за 2015год.

Усыновление следует понимать как способ защиты, применяемый судом в целях реализации прав ребенка; меру, заключающую в передаче ребенка на воспитание и содержание в семью, в результате которого усыновленный ребенок становиться дочерью/сыном со всеми вытекающими от сюда правами и обязанностями. [4]

Семейным кодексом РФ установлена судебная процедура усыновления. Дела об усыновлении (удочерении) рассматриваются в порядке особого производства. Процедура усыновления регулируется главой 19 Семейного кодекса РФ, главой 29 Гражданского процессуального кодекса РФ и других нормативных актов.

Согласно семейному законодательству РФ усыновителями могут быть как граждане России, так и иностранные граждане или лица без гражданства.

Последним право на усыновление предоставляется только в случае, если нет возможности передать этих детей на воспитании в семьи российских граждан, постоянно проживающих на территории России, либо родственникам независимо от гражданства и места их жительства. С 2013 года в нашей стране действует запрет на усыновление детей гражданами Соединенных штат Америки. [5]

  1. Граждане, которые имеют намерение взять ребенка на воспитание в семью обязаны в соответствии со ст. 271 Гражданского процессуального кодекса РФ предоставить ряд документов, а именно: [6]

1) копия свидетельства о рождении усыновителя — при усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке;

2) копия свидетельства о браке усыновителей (усыновителя) — при усыновлении ребенка лицами (лицом), состоящими в браке;

3) при усыновлении ребенка одним из супругов — согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения и не проживают совместно более года. При невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты;

4) медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя);

5) справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации о доходах или иной документ о доходах;

6) документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение;

7) документ о постановке на учет гражданина в качестве кандидата в усыновители;

8) документ о прохождении в установленном порядке подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, за исключением случаев подачи заявления об усыновлении ребенка отчимом или мачехой, близкими родственниками ребенка, лицами, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лицами, которые являются или являлись опекунами, попечителями детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.

Что касается граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, а также иностранных граждан или лиц без гражданства об усыновлении ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, к выше указанным документам данной категории граждан необходимо приложить заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители (при усыновлении ребенка лицами без гражданства — государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства), об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями, разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка в это государство и его постоянное жительство на территории этого государства.

На основании данных, предоставленных Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей за период с 2006 года по 2015год наблюдается, тенденция спада численности детей, оставшихся без попечения родителей. За 2015 год количество детей сократилось на 5,6 % по сравнению с 2014 годом. [7]

На конец 2015 года 409 897 детей воспитываются в семьях, 60162 ребенка находится под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 15439 детей учатся на полном государственном обеспечении.

По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) проведенного в январе 2015 года только 14 % опрошенных россиян рассматриваю возможность усыновить или удочерить ребенка.

Основным фактором, влияющим на решение об усыновлении, является материальное положение, связанное с низким уровнем дохода граждан, отсутствием нормальной жилплощади, а также проблемы связанные с оформлением бумаг на усыновление в государственных и муниципальных органах [8].

Анализируя 2015 год можно сделать вывод, что приоритетная форма устройства детей — усыновление не стоит на первом месте.

В процентном соотношении на усыновление за 2015 год было передано 11,2 % детей, из них 1,3 % усыновлены иностранными гражданами, остальные 9,9 % — это усыновление российскими гражданами.

50,7 % детей было передано на безвозмездную форму опеки (попечительства). Однако усыновление по-прежнему законодательно признается приоритетной формой устройства детей оставшихся без попечения родителей.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/conf/law/archive/226/12089/

Усыновление – приоритетная форма устройства ребенка

Усыновление приоритетная форма устройства детей

О приоритетности усыновления (удочерения) при устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, порядке подготовки документов, необходимых для усыновления, а также мерах социальной поддержки усыновителей.

Усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. С правовой точки зрения, усыновление – это установление между усыновителем и усыновленным ребенком правоотношений (личных и имущественных), аналогичных существующим между кровными родителями и детьми. Закон приравнивает усыновленного ребенка к родным детям усыновителя.

На основании ст.127 Семейного кодекса Российской Федерации усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

– лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

– супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

– лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

– лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

– бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

– лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права. Перечень заболеваний, при наличии которых лица по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права устанавливаются Правительством Российской Федерации;

– лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);

– лиц, не имеющих постоянного места жительства;

– лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

– лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

– лиц, не прошедших подготовки в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи (кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);

– лиц, состоящих в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лиц, являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке.

Процедуру усыновления (удочерения) ребенка можно разделить на несколько этапов:

– Подготовка документов для получения решения комитета по опеке и попечительству о возможности быть кандидатами в усыновители.

Гражданин, желающий получить заключение о возможности быть усыновителем, предоставляет в органы опеки и попечительства по месту жительства следующие документы:

1. Заявление гражданина с просьбой о выдаче заключения о возможности быть кандидатом в усыновители (при подаче заявления гражданин должен предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность).

2. Краткая автобиография

3.

Справка с места работы лица, желающего усыновить ребенка, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход указанного лица, или справка с места работы супруга (супруги) лица, желающего усыновить ребенка, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги).

4. Копия финансового лицевого счета и выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право собственности на жилое помещение (за копией лицевого счета обращаться в РКЦ г. Сургута или управляющую компанию по месту жительства).

5. Справка из органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина, желающего усыновить ребенка, судимости или факта уголовного преследования за преступления, предусмотренные ст.

127 Семейного кодекса Российской Федерации (обращаться в городской отдел полиции по месту жительства, в секретариат).

В случаи отсутствия требуемых документов у гражданина органы опеки и попечительства запрашивают их самостоятельно.

6. Медицинское заключение медицинской организации о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Медицинское освидетельствование лиц, желающих усыновить (удочерить) детей, оставшихся без попечения родителей, проводится в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (для подготовки медицинского заключения обращаться:

– МБУЗ «Клиническая городская поликлиника №..» по месту жительства);

– КУ ХМАО – Югры «Сургутский клинический противотуберкулезный диспансер» по адресу: г. Сургут, ул. Республики, 75)

– КУ ХМАО – Югры «Сургутский клинический психоневрологический диспансер» по адресу: г. Сургут, ул. Юности, д. 1).

– БУ ХМАО – Югры «Сургутский клинический кожно-венерологический диспансер» по адресу: г. Сургут, ул. Береговая,70).

7. Копия свидетельства о браке (если состоят в браке).

Источник: https://detkino.ru/node/8448

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.