Система опеки и попечительства

Содержание

Полномочия органов опеки и попечительства: задачи и функции

Система опеки и попечительства

Последние изменения: Январь 2021

Государственные органы попечительства призваны обеспечить граждан страны защитой в случае наступления негативных событий и берут на себя функции надзорного органа, который заботится о несовершеннолетних и лицах, нуждающихся в помощи. Чтобы пользоваться полнотой гражданских прав, предстоит изучить полномочия органов опеки, их обязанности и подконтрольность вышестоящим ведомствам.

Что такое ООИП

Прежде, чем определить список действий, чем занимается отдел опеки и попечительства, предстоит разобраться с принадлежностью этой инстанции к вышестоящей госструктуре. Органы опеки – это выделенный отдел, относящийся к исполнительной власти, нацеленный на защиту россиян, неспособных самостоятельно позаботиться о себе и адекватно оценивать собственные поступки.

В зоне повышенного внимания ООИП – дети, не достигшие совершеннолетия, которые зависят от действий или бездействия своих родителей, опекунов, иных законных представителей. Ни одна сделка с нарушение интересов и прав несовершеннолетних не может состояться, поскольку все юридически значимые действия и сделки взрослые должны совершать с предварительным согласованием с ООИП.

Помимо аббревиатуры ООИП используют сокращенный вариант ООП, расшифровывающийся как орган опеки и попечительства. Если в малолетнем возрасте часто стоит вопрос о назначении опекуна и организации полноценной помощи подопечному, то в старшем возрасте человек более нуждается в попечении, а лицо, несущее ответственность за благополучие подростка, называют попечителем.

Все свои действия государственная структура определяет в строгом соответствии с законодательством, касающимся социальной защиты и заботой о соблюдении прав и потребностей недееспособных. Отдел функционирует в рамках общей структуры исполнительной власти, но обязано взаимодействовать с самыми различными структурами, включая правоохранительные органы, суды, жилищные и социальные службы.

Есть свод законов, направленных на защиту социально уязвимых граждан, дополнительно ООП обязан руководствоваться специальными законодательными актами (ФЗ «Об опеке»).

Чем занимается отдел опеки

Граждан, которые испытывают потребность в дополнительной поддержке, интересует, какими нормами руководствуются работники отдела, и каких мер стоит ожидать в ответ на обращение.

Есть четкое определение сущности, чем занимаются органы опеки. Согласно ФЗ №48 от 24.04.2008 года (ст. 8) государственная инстанция осуществляет:

  1. Поиск и ведение учета граждан, которым требуется посторонняя поддержка.
  2. Взаимодействие с судебной инстанцией при решении вопроса об установлении недееспособности или ограниченной дееспособности, либо прекращении такого статуса.
  3. Согласование опекунства и передача подопечных достойным претендентам.
  4. Надзор за работой опекуна и условиями жизни переданных подопечных.
  5. Прекращение статуса опекуна или попечителя, если будут установлены основания считать, что они не справились с обязательствами.
  6. Согласование сделок, в которые вовлечены опекуны и их опекаемые. Без письменного разрешения со стороны надзорной структуры любая сделка по отчуждению имущества подопечных будет признана недействительной.
  7. Передача в доверительное управление собственности опекаемых согласно ст. 38 ГК РФ.
  8. Выступление перед инстанциями в интересах несовершеннолетних, когда опекун или попечитель, в силу обстоятельств, не вправе исполнять эти функции. Аналогично организовано участие работников ООП при представлении и защите интересов недееспособных граждан.
  9. Решение вопроса о допустимости отдельного проживания опекаемых от своих представителей (на основании ст. 36 ГК РФ).
  10. Проверка условия проживания детей, следить за выполнением обязательных мероприятий и устройства жизни в семье согласно установленным нормам.
  11. Помощь в реализации прав и льгот, положенных по закону.

То или иное решение ООП, при несогласии заинтересованных лиц, подлежит оспариванию в судебном порядке.

Кому подчиняются

 

Узнать о работе органов опеки и попечительства, кому подчиняются эти структуры, необходимо при возникновении потребности оказать воздействие на работников инстанции или добиться пересмотра вопроса.

Хотя ООП считается надзорной структурой, есть вышестоящие ведомства, кому подчиняются органы опеки и попечительства:

  • Администрация по месту жительства (органы самоуправления).
  • Рособрнадзор — служба по надзору за образованием и научной деятельностью.

На федеральном уровне иных вышестоящих служб не предусмотрено, а в рамках отдельного региона могут быть установлены особые меры по надзору за работой опеки.

Если выявлены нарушения или допущена халатность в отношении опекаемых граждан, при несправедливых и неправомочных решениях, действия ООП подлежат обжалованию в прокуратуре и дальнейшему разбирательству в суде.

Иными словами, ООП не является последней инстанцией, которая будет рассматривать вопросы по собственному усмотрению, решая судьбу подопечных и опекунов.

Всегда есть возможность оспорить принятые решения, если есть веские основания считать их несправедливыми.

Чтобы ознакомиться со всем перечнем функций представителей органа, рекомендуется обратиться к положениям ГК РФ, а именно: ст. 77, 121-123.

В процессе деятельности ООП обязаны взаимодействовать с инстанциями, работающими в социальной, образовательной, медицинской сферах. Также работа ведется с коммунальными, жилищными и иными службами, в зависимости от решаемого вопроса.

Функции опеки и попечительства

Поскольку от качества исполняемых функций зависит жизнь граждан, оказавшийся в трудном и уязвимом положении, важно знать, по каким вопросам можно обращаться в ООП и каковы функции отдела опеки и попечительства.

В любой из следующих ситуаций граждане вправе обращаться в ООП и получить помощь уполномоченных государственных служащих:

  • обнаружение фактов несоблюдения прав недееспособных;
  • учет нуждающихся в опеке, включая сирот и детей, оставшихся без попечения;
  • отслеживание судьбы несовершеннолетних;
  • размещение нуждающихся в помощи граждан в специальных учреждениях и организация подбора опекунов, которые смогли бы взять на себя родительские и попечительские обязанности;
  • участие в семейных спорах в качестве арбитра, решение конфликтов, в которые оказались вовлечены дети.

Не только несовершеннолетние вправе рассчитывать на помощь опеки.

Все категории граждан, нуждающиеся в заботе посторонних и материальном обеспечении, могут обращаться в надзорную инстанцию для организации необходимой поддержки и оформлении льгот.

Если человек признан недееспособным, в дальнейшем его судьбой будет заниматься ООП в сотрудничестве с другими госслужбами, родственниками или иными заинтересованными лицами.

Бесплатный вопрос юристу

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

© 2021 zakon-dostupno.ru

Источник: https://zakon-dostupno.ru/opeka/polnomochiya-organov-opeki/

Система органов опеки и попечительства (ООП)

Система опеки и попечительства

ООП находятся в ведении ОМСУ. Наиболее важные вопросы решает непосредственно глава районной, городской, районной в городе администрации по месту жительства лица, подлежащего опеке или попечительству, или по месту жительства опекуна (попечителя).

Глава администрации принимает решение об установлении опеки (попечительства) на основании соответствующего решения суда и издает постановление о назначении конкретного гражданина опекуном (попечителем).

Выполнение остальных функций в области ОП возлагается на соответствующие отделы (управления), являющиеся структурными подразделениями ОМСУ:

– в отношении несовершеннолетних – на отделы (управления) народного образования;

– в отношении лиц, признанных недееспособными вследствие психического расстройства – на отделы (управления) здравоохранения либо отделы (управления) соц защиты населения.

ООП подбирает лиц, которых можно назначить опекуном (попечителем), осуществляет надзор за деятельностью опекунов и попечителей, в необходимых случаях оказывает им помощь и содействие, рассматривает жалобы на неправильные действия опекунов и попечителей, принимает соответствующие, меры в случае обнаружения обстоятельств, отрицательно влияющих на подопечного, и т.д. Таким образом, через ООП осуществляется забота государства о гражданах, не обладающих дееспособностью либо обладающих частичной, неполной дееспособностью.

Ч. I ст. 37 ГК РФ, «Распоряжение имуществом подопечного», в п. 2 предусматривает условие, согласно которому «опекун не вправе без предварительного разрешения ООП совершать, а попечитель – давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в т. ч.

обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного».

ООП согласно установленному ст. 34 ГК РФ правилу являются ОМСУ. Функция ООП определена законодателем как «надзор за деятельностью опекунов и попечителей» (п. 3 ст. 34 ГК). Из чего напрашивается вывод, что, во-первых, подобная деятельность ограничена исключительно контролем за действиями опекунов и попечителей и не приобретает своего отдельного регулятивного характера;

во-вторых, она не распространяется на действия иных лиц, тем более по отношению к участникам какого-либо договора.

Вывод основывается на этих положениях гражданского законодательства.

1. Договор – это сделка (ст. 153 ГК РФ), то есть действие, направленное на взаимное установление, изменение или прекращение прав и обязанностей его участников (п. 1 ст. 420 ГК РФ).

2. При выдаче такого «разрешения» ООП в лице ОМСУ в качестве самостоятельной стороны данной гражданско-правовой сделки не выступает и выступать не может, поскольку не имеет собственного интереса по поводу объекта сделки (п. 2 ст. 1 ГК РФ).

2.1. Ни в сделке со множественностью сторон (п.2 ст.420 ГК, п. 3 ст. 154 ГК).

2.2. Ни в сделке со множественностью лиц (п. 3 ст. 420 ГК, п. 1 ст. 308 ГК).

3. В качестве законного представителя несовершеннолетнего ООП выступать не может, поскольку непосредственная защита прав несовершеннолетних возложена законом исключительно на родителей, опекунов или попечителей (п. 1 ст. 64 и п. 1 ст. 145 СК РФ. Данная функция ООП может осуществляться лишь при их отсутствии (п. 1 ст. 121 и п. 1 ст. 145 СК РФ).

4. Таким образом, выдача такого разрешения характеризует собой наличие правоотношения, субъектом которого, с одной стороны, выступает административный орган (МСУ), с другой – попечитель, опекун (родитель). м правоотношения является порядок осуществления родителями (опекунами, попечителями) своих прав (п. 1 ст. 65 СК РФ, п. 2 ст. 31 ГК РФ).[1]

Компетенция ООП в вопросе совершения сделки от имени несовершеннолетнего ограничивается исключительно функциями надзора за действиями попечителя (опекуна) и не подлежит распространению на участников сделки. Оно ни к чему не обязывает иных лиц, имеющих какое-либо отношение к сделке (нотариусов или регистраторов).

Представляется не основанной на законе выдача «разрешения» на совершение сделки с возложением обязанности одновременного приобретения на имя несовершеннолетнего иного жилого помещения.

Подобного рода «разрешения» приобретают характер несанкционированного возложения на опекуна или попечителя обязательств выполнения условий, выходящих за пределы рамок надзора.

Представительство осуществляется от имени несовершеннолетнего и в его интересах, не от имени ООП, и не в интересах чиновников ОМСУ.

Можно предположить, что правовое положение такого «разрешения» на совершение сделки следует определить исключительно как исполнение функции защиты гражданских прав в административном порядке, выраженное законодателем в форме «иного способа, предусмотренного законом» (п. 2 ст. 11 ГК РФ).

Отчасти подтверждением данному обстоятельству служит возможность обжалования отказа в выдаче такого разрешения в судебном порядке, установленном ст. 255 ГПК РФ, как решения, препятствующего осуществлению гражданином его прав и свобод.

Но административная защита по своему характеру не может возлагать обязанности на кого-либо. Она должна быть выражена в виде санкции, в виде одного из способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ).

Установление данного факта влечет за собой следующий вывод: исполнение или неисполнение опекуном, или попечителем установленных ОМСУ условий, отраженных в подобном «разрешении», само по себе не является существенным условием договора, влияющим на законность или незаконность его совершения. Действия ООП в данном случае по содержанию фактически исчерпываются двумя способами:

1) разрешить опекуну (попечителю) совершение данной сделки;

2) запретить опекуну (попечителю) совершение данной сделки.

Без включения в них каких-либо дополнительных условий, возлагающих обязанности на третьих лиц или препятствующих им в осуществлении своих прав.

В случае если родитель (опекун, попечитель) своими действиями причинит вред имуществу несовершеннолетнего или иным способом нарушит его права, ОМСУ может обжаловать его действия в установленном законом порядке. При наличии доказательств нарушения.

При соблюдении сроков исковой давности. Данное условие должно быть доведено нотариусом или регистратором до покупателя в виде предупреждения его о возможных последствиях мошеннических действий продавца и отражено в соответствующем пункте договора.

Априори же, прикрываясь юридическими основаниями, допускать фактическое злоупотребление своим правом в отношении родителей при распоряжении имуществом несовершеннолетних ОМСУ, не вправе.

Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 277;

Источник: https://studopedia.net/13_22052_sistema-organov-opeki-i-popechitelstva-oop.html

Опека и попечительство ребенка. Права и полномочия органов опеки

Система опеки и попечительства

Что такое опека и попечительство и как выстроена работа органов опеки и попечительства, не все хорошо представляют. Но, почему-то, заранее считают, что их деятельность не очень лицеприятна.

Когда в нашем обществе слышат слова «органы опеки и попечительства», то сразу возникает неприятная картинка: детей забирают, мать лишают родительских прав и т. д.

Никто даже не верит, что данные органы могут работать на благо общества, ребенка и семьи. И они работают, другое дело, что огласке предаются только те события, которые имеют резонанс.

А резонанс у нас всегда имеют именно плохие события.

Но не все так, как кажется на первый взгляд.

Рассмотрим, какие права и обязанности у данного учреждения. Что оно должно делать и чьи права защищать.

Функции органов опеки и попечительства (ООП)

Следует сразу отметить следующее. Полномочия, функции, задачи, права и обязанности органов опеки регламентируются законодательно.

Есть федеральный закон № 48-ФЗ РФ, который так и называется «Об опеке и попечительстве», принятый в 2008 году.

Что же представляет собой данный орган?

Согласно ФЗ орган опеки – это орган исполнительной власти, представленный в каждом конкретном регионе России.

цель его работы – это обеспечение нормальной жизни несовершеннолетних детей и других лиц, нуждающихся в опеке. Неважно, где пребывают эти лица: в семье или в интернате, за каждым из них должен быть контроль.
А что делают представители этих органов?

Здесь необходимо в обязательном порядке раскрыть функции органов опеки и попечительства.

Среди них главными являются следующие:

  • Это выявление случаев, которые подтверждают социальное сиротство детей. То есть выявление фактов того, что даже в имеющихся семьях дети предоставлены сами себе и их права нарушаются самими родителями. К этим случаям можно отнести избиение ребенка, ненадлежащий уход и т. д.;
  • В случаях изъятия несовершеннолетних от родителей – поиск и подбор кандидатур, которые могут стать приемными папой и мамой для малыша;
  • Постоянная защита прав и свобод всех сирот региона, находящихся как в опекунских семьях, так и в интернатах;
  • Предоставление помощи тем детям, которые остались без попечительства родителей и других взрослых людей. Помощь выражается в обеспечении минимального набора благ для  жизни: еда, средства первой необходимости, одежда;
  • При судебных тяжбах, в которых принимают участие дети, представительство их интересов в суде. То есть представитель опеки в суде всегда должен руководствоваться исключительно интересами ребенка, а не интересами других лиц. Другое дело, что в таких случаях приходится принимать очень тяжелые и судьбоносные решения.

Если внимательно изучить функции органов опеки, то можно сделать следующий вывод.

Опека и попечительство – главная задача

задача – это помочь тем малышам и подросткам, которые по воле судьбы оказались в очень сложной жизненной ситуации, в том числе и по вине родителей.

https://www.youtube.com/watch?v=3PsaPVM4MrM

Сам же закон об ООП РФ предусматривает следующие задачи, которые должны выполняться данными представителями власти:

  • Это обеспечение защиты прав и интересов тех граждан, которые находятся под опекой или на попечительстве;
  • Защита интересов тех, кто непосредственно нуждается в опеке или попечительстве;
  • Осуществление контроля за действиями тех граждан, кто стал официальными попечителями и опекунами;
  • Обязательный контроль за сохранностью того имущества, что по закону принадлежит несовершеннолетним гражданам, утратившим своих родных родителей;
  • Контроль за учреждениями и организациями, в которых пребывают дети-инвалиды;
  • Иные задачи и цели, достижение которых должно улучшить ситуацию каждого отдельного ребенка.

Цели вполне гуманные. Другое дело, что опека и попечительство все же зависит от конкретного работника и от его желания помочь.

Ведь каждый относится к своей работе по-разному, поэтому и эффективность работы может отличаться.

Обязанности органов опеки

Для достижения поставленных целей и результатов, перед каждым работником данного органа должны быть поставлены конкретные функциональные обязанности. За невыполнение которых, сотрудник может быть отстранен от работы.

Рассмотрим обязанности органов опеки и попечительства в соответствии с упомянутым ранее Федеральным Законом.

Обязанности сотрудников:

  • Мониторинг жизни несовершеннолетних граждан, которые были приняты под опеку или на попечительство. Данная обязанность заключается в том, чтобы отследить факты насилия или ненадлежащего ухода за ребенком. Как правило, такие случаи не единичны;
  • Защита прав и интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Суть данной обязанности заключается в том, что работник должен понимать, что лучше для ребенка: изъятие из семьи или дальнейшее воспитание в ней. Лучше отдать воспитывать бабушке или дедушке или изъять в интернат и т. д. Другими словами, сотрудники всегда должны принимать решение: что лучше для малыша;
  • Контроль над тем, чтобы мнение ребенка всегда учитывалось в случае, если ему исполнилось 14 лет. В органах опеки не всегда должны принимать решение самостоятельно, они также должны во внимание брать и мнение ребенка старше 14 лет;
  • Предоставление услуг, обеспечивающих помощь в трудной ситуации. К таким услугам можно отнести психологическую помощь, медицинскую и другую. При этом, это не значит, что сами ООП оказывают такие услуги, они в этом не всегда компетентны. Просто они должны проследить за тем, чтобы они были оказаны: вызвать врача, психолога, отправить малыша на реабилитацию. В большинстве случаев органы опеки постоянно сотрудничают с местными властями, благотворительными фондами и другими организациями. Поэтому при необходимости у них есть такая возможность помочь.

Таким образом, рассмотрев данные обязанности, становится ясным, что такое опека и попечительство и чем занимаются органы опеки и попечительства.

Особенности работы органов опеки

Но есть и один нюанс, который очень часто не все знают или делают вид, что не знают. Когда малыш переезжает на новое место жительства, то это не значит, что с ООП того региона снимается ответственность.

По закону данные представители власти просто обязаны сделать следующее:

  1. Полностью передать информацию о конкретной проблемной семье, подшефном малыше другому региональному представительству власти;
  2. В обязательном порядке составить ходатайство о взятии под контроль определенного субъекта. При этом есть сроки составления ходатайства. Не более, чем 3 дня с момента того, как стало известно о переезде субъекта;
  3. Передать личное дело, которое было заведомо на малыша или семью.

Говоря также об обязанностях ООП, нельзя не рассмотреть отдельно вопрос того, что за ними закреплена задача за сохранностью имущества подопечного.

В чем может выражаться такая обязанность?

Например, если недвижимость принадлежит нескольким собственникам, среди которых есть несовершеннолетний, находящийся под опекой, то продать квартиру можно будет только с письменного разрешения самих органов опеки. Для этого другие собственники должны подать заявление в органы опеки и попечительства.

ООП никогда не выдадут письменное разрешение на сделку по продаже недвижимости, если у них взамен не будет гарантий. Что ребенку будет предоставлена жилая недвижимость с условиями, не хуже нынешних.

Если же ребенок будет пристроен под опеку или попечительство, то соответственно имуществом будет распоряжаться его законный опекун.

И в этом  случае ООП должны в обязательном порядке контролировать такого опекуна в вопросах распоряжения имуществом.

Необходимо обеспечить такую ситуацию, при которой имущество и средства будут использоваться только в интересах ребенка, но не более.

Полномочия ООП

Для того чтобы достичь поставленных задач и иметь возможность выполнять свои прямые обязанности, необходимо иметь некие полномочия. Если таких полномочий не иметь, то достаточно трудно выполнять свои обязанности.

Полномочия органов опеки и попечительства:

  • Выявление случаев, когда будет установлена необходимость оказания помощи несовершеннолетнему;
  • Подача заявления в суд по поводу признания гражданина, например, матери или отца недееспособным;
  • Право на установление опеки ребенка. Установление попечительства с назначением попечителя ребенка;
  • Принятие решений о том, что дети должны быть изъяты из семьи и определены в интернат или другие организации;
  • Принятие решения о том, что конкретный опекун или попечитель не может выполнять своих прямых обязанностей. Изъятие малыша из опекунской семьи;
  • Предоставление разрешения на сделку в отношении продажи имущества,  долей которого владеет ребенок;
  • Подписание договора по поводу того, что ООП будет являться управленцем того имущества, которым владеет несовершеннолетний. Договор заключается на основании норм Гражданского Кодекса РФ, в частности ст. 38;
  • Представление любых интересов несовершеннолетнего гражданина;
  • Проверка всех условий проживания детей в  семьях с родными родителями, с опекунами и попечителями;
  • Проведение консультационных и разъяснительных работ. С возможными попечителями и опекунами в отношении их обязанностей и прав. Подбор детей, которые нуждаются в опеке;
  • Предоставление разнообразной помощи всем субъектам, которые принимают участие в жизни малыша;
  • Другие полномочия, которые не противоречат ФЗ.

Кто же контролирует ООП

Но если для ООП предусмотрены такие полномочия и обязанности, то возникает вполне логичный вопрос. А кому подчиняются органы опеки и попечительства?

Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства осуществляют следующие органы власти:

  1. Местные органы самоуправления, то есть местная власть;
  2. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, то есть известный всем Рособрнадзор.

В компетенцию других органов власти не входит контроль за ООП. Правда, это на федеральном уровне.

На региональном уровне местными решениями могут устанавливаться дополнительные расширенные права для некоторых организаций.  Организаций, в компетенцию которых входит наблюдение за органами опеки.

Но куда необходимо обращаться в том случае, если обнаружены факты некомпетентного обращения сотрудников ОПП или ненадлежащее выполнение ими обязанностей?

В таком случае, необходимо писать заявление в прокуратуру. Где будут проводить расследование или решать дело в судебном порядке.

Таким образом, опека и попечительство обеспечиваются разнообразными функциями и задачами.

Но главная их цель – это предоставление ребенку тех условий, которые смогут обеспечить нормальную жизнь.

И при этом неважно, где он живет: в своей родной семье, в интернате или у опекунов. Контроль должен быть везде.

Другое дело, что и мотивация у ООП должна быть хорошая.

Ведь от их добросовестной работы может зависеть жизнь ребенка.

Источник: https://PoKodeksu.ru/semeynoe-pravo/polnomochiya-organov-opeki-i-popechitelstva.html

Деятельность органов опеки и попечительства: функции и полномочия госоргана

Система опеки и попечительства

Органы опеки и попечительства являются неотъемлемой и очень важной системой, которая помогает людям, оставшимся в сложном положении, детям-беспризорникам, малышам, оставшимся без заботы родителей.

Органы опеки

Органы опеки и попечительства являются муниципальным учреждением, которое занимается вопросами опеки, попечительства, усыновления, патронажа над стариками, оставшихся без попечения родственников и недееспособными лицами и многое другое, что касается обездоленных и незащищенных слоев населения Российской Федерации. Также функциональной частью органов опеки и попечительства  является выбор формы помощи и содействия нуждающегося лица. Все действия производятся в рамках замках федерального закона «Об опеке и попечительстве».

Структура и администрация

Сама структура органов опеки и попечительства устанавливается субъектами Российской Федерации. Чаще всего отдел опеки и попечительства входит в департамент, но существуют случаи его независимого функционирования.

В поселках, ПГТ и маленьких городах, где нет региональной структуры ООП, функции ООП выполняют органы местного самоуправления. Также такой структурой отличаются такие крупные города как Москва и Санкт-Петербург.

Структура отдела органов опеки и попечительства выглядит следующим образом:

НачальникВыявляет беспризорных детей и сирот, оставшихся без опеки, и устраивает их в семью. Работает с кандидатами в усыновители и попечители.
Главный специалистРешает вопросы, связанные с усыновлением и попечение несовершеннолетних.Ведущий специалист N1Отвечает за сохранность финансового и жилищного имущества находящегося под опекой или патронажем. Работает с выпускниками детских домов.Ведущий специалист N2Решает вопросы об опеке над  недееспособными гражданами. Занимается спорами, возникающими между опекунами и находящимися под опекой. Защищает личные права лиц, находящихся под опекой.

Задачи госоргана

Основные задачи, которые возложены на органы опеки и попечительства, прописаны в Федеральном законе N43. По закону служба опеки обязана:

  1. Защищать права и интересы лиц, которые остались в трудном положении и нуждаются в досмотре.
  2. Контролировать лица, которые взяли опеку или попечение над детьми, либо лицами, которым необходим особенный уход.
  3. Контролировать деятельность детских домов, дома малютки, домов престарелых.
  4. Отвечать за сохранность финансов, либо имущества, лиц, находящихся под опекой.

Функции органов опеки

ОПП действуют всегда в интересах лиц, которые остались без социальной защиты. Их основными функциями являются:

  1. Выявление детей оставшихся без родителей, по каким-либо причинам.
  2. Выявление беспризорников.
  3. Проверка социально неблагополучных семей.
  4. Внесение кандидатов на усыновление, опеку и попечительство в базу данных.
  5. Устройство детей в дома малютки и детские дома.
  6. Помощь в устройстве в приемную семью.
  7. Защита прав несовершеннолетних, оставшихся без родителей.
  8. Урегулирование семейных конфликтов.

Полномочия органов опеки и попечительства

Помимо функций, ОПП имеют свои полномочия, которые тоже прописаны в Федеральном законе N43. В эти полномочия входят:

  1. Представление в суде находящегося под опекой, если он совершил противоправные действия и находится под следствием.
  2. Представление в суде прав  несовершеннолетних, либо недееспособных лиц, которые хотят защитить свои права.
  3. Проверка жилищных условий неблагополучных семей, состоящих на учете.
  4. Проверка условий содержания лиц в психдиспансерах, домах престарелых, детских домах.

Обязанности

Госорган ОПП  имеет обширный спектр обязанностей, который можно разделить на три сектора.

Гражданские отношенияИмущественныеСемейные
  • Назначение помощника для патронажа.
  • Выполнение функций опекуна, если он не был назначен.
  • Назначение кандидатов в усыновители и опекуны.
  • Быть свидетелем на суде, в пользу разрешения пользования имуществом в возрасте от 14-18 лет.
  • Контролировать соблюдение прав подопечных.
  • Контролировать условия проживания, воспитания и обучения ребенка.
  • Давать разрешение на психиатрическое освидетельствование, лиц до 18 лет.
  • Давать разрешение на перевод  из одного учебного заведения в другое.
  • Давать разрешение на выезд заграницу на ПМЖ.
  • Заключение договора с опекуном о разрешении распоряжаться имуществом подопечного.
  • Давать согласие на заключение сделок опекуном.
  • Разрешать обмен жилплощади подопечного.
  • Возмещать ущерб, если он был нанесен непосредственно сотрудниками ООП.
  • Уведомлять налоговые службы о недееспособности граждан.
  • Подавать заявления в суд, если опекуны незаконно пользовались финансами подопечного.
  • Забирать детей из неблагополучных семей, где имеется угроза жизни и здоровью ребенка.
  • Рассказывать о методах воспитания ребенка.
  • Подавать заявление в суд о лишении родительских прав.
  • Предоставлять необходимые документы для судебного заседания об установлении опеки.
  • Урегулировать конфликты между опекуном  и опекаемым.
  • Быть свидетелем в суде, о признании брака между опекуном и опекаемым недействительным.
  • Заключение договоров о принятии ребенка в семью.
  • Назначать социальные пособия и льготы опекунам.
  • Направлять иски в суд о назначении алиментов.

Обжалование действий ООП

Иногда возникает необходимость обжаловать деятельность  органов опеки и попечительства, но далеко не все знают, куда нужно обращаться и что именно делать.

  1. Прежде всего, нужно обратиться в департамент социального обеспечения г. Москва и оставить жалобу.
  2. Пожаловаться в районную администрацию.
  3. Подать исковое заявление в суд о неправомерных деяниях со стороны ООП. Но обязательно нужно имеет вещественные доказательства.
  4. Пожаловаться в управление по опеке и попечительству.
  5. Пожаловаться уполномоченному по правам ребенка.

Место обжалования зависит от ситуации, в которой оказался истец.

Виды материальной ответственности работника

Работники ООП имеют право:

  1. Распоряжаться доходами опекаемого, если он является недееспособным.
  2. Совершать сделки, которые не перечат правовым отношениям опекуна и опекаемого, если он не достиг возраста 18-ти лет, либо является полностью недееспособным.

В любом случае, ООП являются важной частью государственной системы, которая помогает всем нуждающимся, сиротам, людям, оказавшимся в сложном положении.

  1. ФЗ N 48
  2. ГУ ст.41
  3. СК РФ ст. 77
  4. СК РФ 121

Вам также может понравиться

Источник: https://opekarf.ru/opeka-i-popechitelstvo/obshhie-ponyatiya/organy-opeki

Какие бывают виды опеки и попечительства: их отличия и сходства

Система опеки и попечительства

При утрате ребенком попечения родителей и при лишении взрослого человека дееспособности закон устанавливает формы защиты их прав и интересов. Государственные органы для таких граждан назначают законных представителей. В их отношении оформляется опека или попечительство.

В этой статье выясним какие виды опеки и попечительства регламентирует законодательство, в чем их принципиальное отличие.

Что такое опека и попечительство

Закон четко определяет понятия – недееспособный и ограниченно дееспособный:

  • Недееспособный гражданин– человек, лишенный судом дееспособности по законным основаниям (ст. 29 ГК РФ);
  • Ограниченно дееспособный гражданин – несовершеннолетний, оставшийся без опеки родителей (с 14 до 18 лет) или лицо, в судебном порядке ограниченное в дееспособности по основаниям, предусмотренным ст. 30 ГК РФ.

В ФЗ от 2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» дается определение понятиям опека и попечительство.

Опека – это семейное устройство детей, лишенных родительского попечения (до достижения ими 14 лет) и надзор за совершеннолетними гражданами, признанными в судебном порядке недееспособными. Опекуны становятся их законными представителями, в интересах подопечных и от имени осуществляют все правовые действия.

Попечительство – устройство несовершеннолетних (14 — 18 лет) и лиц, ограниченных в дееспособности по судебному решению.

Попечители, установленные государственным органом, должны помогать своим подопечным в осуществлении их гражданских прав и исполнении обязанностей, защищать несовершеннолетних от противоправных действий со стороны третьих лиц, а также содействовать совершеннолетним ограниченным опекаемым в их правовой и экономической деятельности.

Виды опеки и попечительства

Опекунство и попечительство в зависимости от обстоятельств и целей оформления подразделяется на виды:

  1. По объему дееспособности: опека и попечительство.
  2. По возрасту подопечного: над детьми и совершеннолетними.
  3. В зависимости от статуса субъекта: постоянная и временная (предварительная).
  4. В зависимости от оплаты: возмездная и безвозмездная.
  5. По количеству субъектов: совместная форма опекунства.

Рассмотрим эти виды подробно.

В зависимости от объема дееспособности

В зависимости от уровня дееспособности субъектов оформляется опека, попечительство.

Опека отличается от попечительства следующими признаками:

  • Оформляется над ребенком, не достигшим 14 лет, а также над взрослыми гражданами, в судебном порядке признанными недееспособными. При этом опекун действует от имени опекаемого, который сам не может вступать в правоотношения или совершать какие-либо сделки;
  • Попечительство оформляется над несовершеннолетними с 14 до 18 лет и устанавливается в отношении взрослых людей, чья дееспособность ограничена по суду. В этом случае подопечный имеет право самостоятельно участвовать во всех правоотношениях, попечитель только может дать свое согласие (либо отказать);
  • Опекун назначается государством, а попечитель может быть оформлен и по просьбе самого лица;

Если инвалиду или гражданину, достигшему преклонного возраста, нужна помощь и поддержка, но они полностью дееспособные, используется такая форма заботы, как патронаж, которая устанавливается по договору между взрослым дееспособным гражданином и его помощником.

В зависимости от возраста подопечного

Задачи и функции опекунства от возраста подопечного практически не зависят, но имеются различия в целях и последствиях.

Опека над ребенком назначается, когда он остается без попечения родителей и продолжается до наступления 14 лет. Опекун, полностью отвечает за ребенка: занимается его содержанием, обучением, воспитанием, распоряжается, с согласия органов опеки, его имуществом.

С 14 лет и вплоть до совершеннолетия в отношении подростка оформляется попечительство. Попечитель теперь ограничен в правах и только дает разрешение (или отказывает) подопечному, который уже несет ответственность за участие в правоотношениях и совершении сделок.

Опека устанавливается и над взрослыми. Главное основание для этого: лишение судом совершеннолетнего дееспособности. Необходимость в этом возникает, когда человек не может отвечать за свои поступки по причине психического расстройства, связанного с алкоголизмом, наркоманией, старческим слабоумием.

Обязанности опекуна над недееспособным:

  • обеспечивать подопечного достойным содержанием и медицинским уходом;
  • контролировать выплату пособий, пенсий, компенсаций и тратить их на нужды опекаемого;
  • защищать права недееспособного в суде и других организациях;
  • сохранять имущество подопечного и выступать от его имени в сделках;
  • контролировать опекаемого от нанесения вреда самому себе и окружающим.

Правовая особенность попечительства над совершеннолетними заключается в том, что оно применяется к гражданам не лишенным, а ограниченным в дееспособности.

Главное отличие в том, что подростку попечитель назначается в обязательном порядке при достижении возраста – с 14 до 18 лет. Попечительство совершеннолетнему устанавливается только решением суда об ограничении его дееспособности и прекращается по заявлению попечителя или органа опеки, когда суд снимет ограничение дееспособности.

В зависимости от статуса ребенка

В зависимости от статуса ребенка, различают временную и постоянную опеку и попечительство.

Временная опека оформляется в случае невозможности родителям временно выполнять свои обязанности по отношению к ребенку:

  • из-за длительной командировки;
  • очного обучения в другом городе;
  • серьезной болезни

Ребенок сохраняет статус родительского ребенка, но из-за временного отсутствия матери и отца, передается законному представителю под опеку, который их заменяет в правовых обстоятельствах (ст. 13 ФЗ от 2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

Особенности временной опеки:

  • мать и отец не лишаются родительских прав;
  • родители с заявлением обращаются в органы опеки и сами определяют кандидатуру временного опекуна;
  • в заявлении родители ребенка указывают срок назначения опеки, могут его продлить или прекратить опеку до окончания срока;
  • представителем ребенка чаще всего выступают совершеннолетние родственники (бабушка, дедушка);
  • временный опекун не получает никаких выплат от государства.

Оформление временной опеки – вынужденная мера для родителей, на долгий срок расстающихся с ребенком и не имеющих возможности взять его с собой.

Постоянная опека согласно ст. 145 СК РФ назначается в случаях, когда ребенок получает статус оставшегося без родительского попечения в результате:

  • смерти родителей;
  • объявления их пропавшими без вести;
  • утраты матерью и отцом родительских прав;
  • недееспособности родителей.

Опекун:

  • отвечает за содержание, воспитание, образование ребенка;
  • представляет его интересы в государственных органах;
  • защищает имущественные права опекаемого;
  • выступает в сделках от его имени, по согласованию с опекой.

При оформлении постоянного опекунства бывает нужна предварительная опека. Чтобы не помещать ребенка в детский дом, родственники берут его под опеку.

Особенности:

  • действует 6 месяцев (в исключительных случаях продлевается еще на 2 месяца);
  • используется как время для сбора документов на постоянную опеку;
  • опекунами становятся родные или близкие семьи ребенка;
  • оформляется быстро и на льготных условиях.

При оформлении постоянной опеки предварительная прекращается.

В зависимости от оплаты

В зависимости от оплаты закон определяет опекунство:

  • безвозмездное;
  • возмездное.

Безвозмездная опека предполагает, что опекун или попечитель не получает оплату. Эта форма опекунства часто осуществляется родственниками.

Расходы на содержание недееспособного должны покрываться за счет его пенсии, а содержание несовершеннолетнего – за счет назначенного ему пособия.

Средства поступают на счет опекуна, но расходует он их только на содержание подопечного, о чем ежегодно отчитывается, подавая сведения в отдел опеки.

Возмездная опека устанавливается по договору между органом опеки и законным представителем. Соглашение предусматривает ежемесячное вознаграждение опекуну. Для представителя ребенка сумма определяется законами региона. Для опекуна недееспособного выплата назначается индивидуально, не более 5% от дохода опекаемого. Представитель не дает отчет за полученные средства.

Количество субъектов предполагает:

  • опека в отношении нескольких подопечных;
  • опекунство над 1 опекаемым двумя и более представителями.

Один опекун может быть законным представителем нескольких детей и совершеннолетних граждан, если для этого есть условия.

По закону возможна передача в семью детей ограничена (8 с учетом собственных). Количество недееспособных подопечных законом не определено.

Возможно наличие двух и более опекунов, устанавливаемых органом опеки (ст. 10 ФЗ от 2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

Совместное опекунство устанавливается в интересах подопечного в обстоятельствах:

  • когда подопечный проживает с одним опекуном, но имеет собственность в другом городе и для проведения сделок от его имени нужен второй опекун;
  • когда родители ребенка не лишены прав, но из-за отъезда или болезни оформляют совместную опеку с родственником;
  • когда опеку оформляет супружеская пара, и каждый из супругов заключает отдельное опекунство (например, бабушка и дедушка несовершеннолетнего).

Граждане распределяют полномочия или это делает отдел опеки. При оформлении возмездной опеки выплаты делятся пропорционально или достаются одному из опекунов.

В 2021 году закон выделяет более 10 различных видов опекунства. Некоторые может выбрать сам представитель: в отношении 1 или нескольких подопечных оформлять опеку, на возмездной или безвозмездной основе. Другие виды определяются решением органов опеки.

Чтобы разобраться в видах опеки и правильно оформить опекунство поможет совет квалифицированного юриста.

Источник: https://glavny-yurist.ru/vidy-opeki-i-popechitelstva-formy.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.