Реконструкция дома признанного аварийным

Новый

Реконструкция дома признанного аварийным

В сети сейчас много панических статей о “Законе о реновации”формата “шеф, всё пропало!” или “жизнь не будет прежней”. Пишут их люди, далёкие от вопросов землепользования и строительства. Хотелось бы озвучить свою позицию по этому вопросу и разобраться, какие же на самом деле принципиальные изменения появились в Градостроительном кодексе и чьи интересы могут пострадать.

“Призрак РЕНОВАЦИИ”… или просто арт объект на ул. Рождественская в Нижнем Новгороде.”Призрак РЕНОВАЦИИ”… или просто арт объект на ул. Рождественская в Нижнем Новгороде.

Так называемый “Закон о реновации” (ЗАКОНОПРОЕКТ №1023225-7) есть ни что иное, как поправки в Градостроительный кодекс РФ. Декларируемая цель – обеспечение комплексного развития территории.

Что изменилось в целом.

1.Немного уточнили терминологию. Дали определение “комплексного развития территории” вместо “комплексного и устойчивого развития территории”. В общем убрали “устойчивость”. 2. Добавили Главу 10, состоящую из статей 64,65,66,67,68,69,70. Хотя в Градкодексе уже есть глава 5.1 ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КОМПЛЕКСНОМУ И УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ ТЕРРИТОРИИ И ПОРЯДОК ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ, которая вполне себе описывала процедуры по комплексному освоению. 3. Ну и отзеркалили эти изменения в другие законодательные акты, которых это касается.

Правки , на мой взгляд, являются не более чем попыткой систематизировать уже имеющиеся процедуры комплексного освоения территорий и уточнить уже имеющиеся полномочия властей различного уровня. Принципиальных изменений я там не увидел.

Местные администрации и раньше могли признать почти любой дом непригодным для проживания или аварийным и изъять земельный участок в пользу государства. Но “изъятие” земельного участка и “принудительное выселение”предусматривает предоставление альтернативного жилья или материальную компенсацию.

Конечно, важна оценка и альтернатива, но всё же, не бесплатно…Теперь к частностям…

Как было .

Ранее статья 46.1 гласила, что “Решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены только:

  • многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством РФ порядке аварийными и подлежащими сносу
  • многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.
  • объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие исключительно функционирование многоквартирных домов…

Других вариантов , как будто не могло быть. Однако, я специально выделил оговорки жирным текстом. Они вполне давали возможность для маневра и ранее. Есть примеры. Наиболее известные примеры – Олимпиада в Сочи. Ну и в регионах подобных примеров масса.

Как будет .

Согласно новой статье 65 пункт 2 Комплексное развитие территории жилой застройки осуществляется в отношении застроенной территории, в границах которой расположены:

  • 1) многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
  • 2) многоквартирные дома, которые не признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и которые соответствуют критериям, установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Такие критерии устанавливаются исходя из одного или нескольких следующих требований:
  • а) физический износ основных конструктивных элементов многоквартирного дома (крыша, стены, фундамент) превышает определенное субъектом Российской Федерации значение;
  • б) совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов многоквартирных домов и внутридомовых систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
  • в) многоквартирные дома построены в период индустриального домостроения, определенный субъектом Российской Федерации, по типовым проектам, разработанным с использованием типовых изделий стен и (или) перекрытий;
  • г) многоквартирные дома находятся в ограниченно работоспособном техническом состоянии. Порядок признания многоквартирных домов находящимися в ограниченно работоспособном техническом состоянии устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства;
  • д) в многоквартирных домах отсутствуют централизованные системы инженерно-технического обеспечения, определенные субъектом Российской Федерации.

Ну и что здесь, по сути нового? Уточнили, какие именно дома признаются непригодными для жизни. Не вижу трагедии.

Далее…

Согласно пункта 3 статьи 65 , в территорию “Комплексного развития” могут попасть и вполне себе нормальные дома .

  • В границы территории, в отношении которой принимается решение о комплексном развитии территории жилой застройки, могут быть включены земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, не указанные в части 2 настоящей статьи, при условии, что такие земельные участки и (или) объекты недвижимого имущества расположены в границах элемента планировочной структуры поселения, городского округа (за исключением района), в котором расположены многоквартирные дома, указанные в части 2 настоящей статьи.

Однако, совершенно необязательно по умолчанию эти дома должны быть снесены. Решение об участии или неучастии принимается Общим собранием собственников ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ. Владельцы НЕжилых помещений в ании по этому вопросу не участвуют.

А вот первые “пострадавшие” от нововведений. Владельцы НЕЖИЛЫХ помещений попадают в зависимость от решения собственников ЖИЛЫХ помещений. “ЗА” участие должны проать более 2/3 собственников ЖИЛЫХ помещений. Владельцам нежилых помещений выплатят компенсацию, но в ании они НЕ участвуют.

Вторые “пострадавшие” это , собственно, то меньшинство, которое проало против участия в программе. Но давайте рассуждать здраво. Большинство не будет принимать невыгодные условия участия. А меньшинство это, как правило, одна-две наиболее “жадных” квартир, из-за которых ранее было невозможно расселение целого дома.

Сейчас такое препятствие будет устранено.

Идём далее.

Пункт 4 этой же статьи 65. Комплексное развитие территории нежилой застройки осуществляется в отношении застроенной территории, в границах которой расположены земельные участки:

  • 3) виды разрешенного использования которых и (или) виды разрешенного использования и характеристики расположенных на них объектов капитального строительства не соответствуют видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства и предельным параметрам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки;
  • 4) на которых расположены объекты капитального строительства, признанные в соответствии с гражданским законодательством самовольными постройками.

Вот третьи “пострадавшие”. Если нежилое здание не соответствует ВРИ, построено с нарушениями ПЗЗ или является “самовольной постройкой”. Обращаю внимание – “НЕЖИЛОЕ ЗДАНИЕ”. Под удар попадают собственники нежилых зданий , построенных с нарушениями. Хотя и сейчас власти имеют все полномочия для сноса подобных объектов. В общем то ничего нового. Была бы политическая воля.

Государство планомерно продолжает политику наведения порядка в землепользовании и застройке НЕЖИЛЫМИ объектами и попустительствует анархии в жилом домостроении. Это я про “Дачные амнистии” и вообще…

Вот, например, пункт 6 этой же статьи 65 гласит При осуществлении комплексного развития территории нежилой застройки в границы такой территории не могут быть включены многоквартирные дома, жилые дома блокированной застройки, объекты индивидуального жилищного строительства, садовые дома, иные объекты капитального строительства, расположенные на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства. То есть при “реновации” нежилой застройки, попадающие туда жилые объекты, нужно обходить стороной и вообще трогать нельзя.

Отдельно отмечу, что теоретически сохраняются риски для огромных массивов слабо освоенных СНТ в границах городов. Там большой процент ветхих строений и, как правило , отсутствуют централизованные коммуникации.

Однако, во-первых, необходимо решение собственников, во-вторых , нужны деньги для выкупа земли и строений ( а денег, как обычно, у местных властей нет), а в-третьих, политическая воля ( не думаю, что кто-то захочет подписать своей политической карьере приговор, приняв непопулярное решение по СНТ в своём регионе). Поэтому оцениваю эти риски как незначительные.

500 метров до Кремля в Нижнем Ногороде.500 метров до Кремля в Нижнем Ногороде.500 метров до Кремля в Нижнем Ногороде.500 метров до Кремля в Нижнем Ногороде.500 метров до Кремля в Нижнем Ногороде.

Можно подвести итог. Данный законопроект не меняет вопросы землепользования и застройки .

А местами даже способствует положительному обновлению городского ландшафта, позволяя расселить “сложные” дома с проблемными собственниками.

Риски “несправедливого отъёма собственности” скорее надуманы и остаются прежними. Чтобы столкнуться с подобными случаями, нужна политическая воля и деньги. И с тем и другим у нас , как правило, проблема.

У нас в Нижнем Новгороде, например, много старых, ветхих, непригодных для жизни и с туалетом на улице многоквартирных домов. Решение о сносе и об изъятии земли под ними уже давно имеется.

Люди живут годами на чемоданах, в ожидании выкупа или предоставлении альтернативной жилплощади и….НИ-ЧЕ-ГО! А многие дома в центре города. И ЧМ по футболу прошёл давно .

И к 800-летию готовятся в 2021 году…

а денег на расселение как не хватало , так и не хватает….

а кто-то в истерике бьётся и боится “РЕНОВАЦИИ”…

Так что бояться нужно не РЕНОВАЦИИ, а ОТСУТСТВИЯ ДЕНЕГ на эту самую реновацию !

Спасибо, что дочитали до конца. Надеюсь, было интересно и полезно.

Если понравилось, ставьте “лайк”, подписывайтесь здесь…

Еще на канале можно почитать статью про законотворчество в нашей стране..

Откуда берутся законы в России. Или как работает “Бешеный принтер”.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/zemlikbez/zakon-o-renovacii-dlia-vsei-rossii-priniat-v-tretem-chtenii-chto-je-izmenilos-na-samom-dele-5fe8b062dba1eb4af8c297c0

���������� ���������� �������������� ���������������� ������������������ �������� ���������������������� ������������

Реконструкция дома признанного аварийным

���������������� ������������ �� ���������������������� ���������������� �������������������� (������) �� ������������ ���������� ����������.

�� ���������������� ���� ���������������� ������ ������������������������ ������������: �� �������������� ��������������-������������������������, ������ ��������������, ������������������ ��������������, �� ������������ �� ���������� ����������������������, ������ �������������������������� �������������� �������������������� ������������ ����������, ���������������������� �� ���������� �������������� ������ ��������������������.

���������� ������������������ ������������������ ������������������������ �������������� ������������ �� ���������������������� �������������������� ����������.

�� ���������� ���������� �������� �������������������� ���������������������� �������������������������� ���������������������� �������������������� ������������: ���������������� �������������������� �������������������� ������������������������, �������������������������� ������������������������ ������������������������ ������ ������������ �� �������������� ��������������, ���� �������� �������������������� �������������������� ������������������������ �������������������� ���������������������� ������������������������������ ��, ��������������, ������������������ ���� ���������� ���������������� �������������������� ����������.

��������������, ������ �������������������������� ������������������������ ������������ ���� 2021 ������ �������������� �������������������� ���� �������������������� �������������������� ���������� �������������������� 130 ���������� �������������� (2,34 ���������������� �������������������� ������������), ������ ���� 21,5 ���������������� ������������������ ��������������������, ������������������������������ �������������� �������������������� ������������ �������������������� �������������������� “���������� �� ������������������ ����������”. ���� ������������ �������������������� �������������������� �� ��������������-������������������������ �������������������� ���������� ���������������� 27 ������������������ ������������ ���������� ������������. ���� ���� ������������, �� ������������ 2021 �������� �������������� ������ ������������ �������������������������� �� 15-20 ����������������.

������������������ ���������� ������������������ ���������� ������������, �������������� �������������� ���������������� ���������������� ���������������� ��, ��������������������, �������������� �������������������������������� ��������������������������.

�������������� ������������ ������ ������������ ������������, ������ ���������� ������ ���������������������� �������������������� �������������� ��������������������, ���������������������� �� ���������������� ������������������������ ���������������� ��������������������, ������������ ������������������.

����������������, �������� �������������������� ���������������������������� ������ �������������� �� 2020 �������� ���������� ���������������������������� ������������������-������������������������ �������������� ���� ���������������������� �������������� ���� �������������������� ���������� �� ������������ ���� 25 ������������������ ������ ������������������ �� ������������ ������.

������������������ ���������� ���������������������� �������������������� ���������������������������� ���������������������������������� �� �������������������������� �������������������������� ����������������.

�� �������������� �������������� �������������������� ������������������ �������������� ������������������������ ���������������� �������������������� �� ���������������� ��������������

������������ ���������� �� ����, ������ �� ������������ ���������������� ���������� ��������������. ������ �������������� �� ���������������� ���������������������� �������������� ������������ ��������, ���������������� �� ������������������ ������, ��������������������.

���������������� ���������� ���������������� �� ���� ������������������ �������� �� ������������������, ������������ ���� ���������� �������� ������������ ��������������.

���������� ��������, ������������������������ ���������� ���������������� ���������������� ���������������������� �� ���������������� ������������������ ������ ���������������������� ����������.

������������ �������������� ���� �������������������������������� �������������� ��������������, �������������� ���� ������������ ������������ ���������������� �������������� �������� �������������������� ������ �������������������� ���������������� ������.

������������ �������������� �������������� �������������������� �� ������ ������������: ������������������ �� ������������������ �������������� �������������������� ����������������, ���������������� ���������������������� ���������������������������� ����������, �������������� ���������� �������� ���������������� �� ������������������, �������������������� �� �������������� ������������������������.

����������������, ���������������������� �������������� ���������������������� ������������ ������������������ ���������������������� �������������� ���� �������������������� ����������, ���������������������� �������������� ���������� 1 ������������ 2017 ��������, �� ������������ 535 ���������� “������������������” �� ���������������������������� ���������� �������������������� ����������������������. ������������ �������������������� �������������������������� �������������������� 1,9 ������������ �������������������� ������������. �� ������������ ������������������������������ �������������� �� ������������ ������������������ ������ ���������������������������� ������������������ �������������� �������������������� ���� 163,1 ������������, ������ ���������������� ���������� 30 ������������������ ���������� ������������ ����������������������.

���� ��������������������, ���������������������������� �� �������� ������ �������������������� ����, ��������������������, �������������������� ���������������������� ������ ������������������������ ����������������, �������� �� 29 ����������������.

�� 16 ���� ������ ������ �������������� �������� �� ������������������ ���������� ������������������ �������������� �������������� ���� ���������������� ���������������������� ��������������������.

���������� ���������� ���������������� – ����������������, ��������������������������, ����������������������, ������������������ �� ���������������� ��������������.

��������������������, �� ������������������ �������������� �������������� �������������� �� ����������������, ���������������� ���������� 150 ����������������.

�������������� ���������� ������������������ �� ������������������ ����������, �������������������������� ���� �������� ����������������, ���� ������������������������������ ������������, �������������������� 133 ���������� �������������������� ������������.

�� ������ ���������� 77 ���������� – �� ��������������, �������������������� �������������������� ���� 1 ������������ 2017 ��������.

�� ������������������ ���������� �� �������������� �������������� �������������������� ������������������ �������������� ������������������������ ���������������� �������������������� �� ���������������� �������������� �� �������������������� ���������� ����.

������ �������������� ���������������������� ��������������, �������� ������������ ���������������������� ���������������������������� �������������������������� �������������������� ����������������.

�� ����������������, ��������������������������, ����������������������, ������������������, �������������������� �� �������� ������������ ���������������� ���������� ���������������������� ���������� ������������.

�� ��������������, ������������, �������������������������� ��������, ���������������� �� ������������������ ���������������� �������������� ������������������������������ ������������ ���� ������������������������ ���������������� ���������������������� �������������� �� ������������������ �������������������������� ����������������������.

�������������������� �������������� �������������� ���������������� ���������������� �� ���������������������� ��������������.

������ ���������� ���������������������� ���������������� ������������ “���������������������� ������������������ �������������������� ��������”, �� ������������ ���������������� ���������������������� �������������������������� ������������������ ���������� (25 ���������� �������������������� ������������) ������ ���������������������� �������������� ���� �������������������� ������������������ ���������� �� ���������������������� ������ �������������� ���� �������� �������������� ���������������������� ��������������. ���������� ���������� ���������������������������� ������������ �������������� �������������� �������������������� ���������� 2,1 ������������������ ������������.

Источник: https://rg.ru/2021/01/26/reg-cfo/na-meste-avarijnyh-kvartalov-dolzhno-poiavitsia-sovremennoe-zhile.html

Принят закон о сносе и реконструкции жилья

Реконструкция дома признанного аварийным

23 декабря 2020 года на пленарном заседании Государственной Думы в третьем чтении был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий».

Федеральный закон направлен на совершенствование института комплексного развития территорий и механизмов расселения аварийного и ветхого жилья.

Законом вводится новый единый механизм комплексного развития территорий (КРТ), взамен ранее предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации отдельных механизмов развития застроенных территорий, комплексного развития территорий, комплексного освоения территорий.

На практике отдельное применение каждого из этих механизмов зачастую оказывалось невозможным, так как они распространялись на разные виды объектов и взаимно исключали друг друга.

Поскольку реальная городская застройка, как правило, является смешанной, становилось невозможно в чистом виде использовать тот или иной режим редевелопмента.

Это, в свою очередь, приводило к дроблению территорий на несколько частей и снижению инвестиционной привлекательности строительных проектов.

Создание единого механизма КРТ призвано решить указанную проблему.

В рамках нового механизма выделяются следующие виды КРТ:

· КРТ жилой застройки, в границы которого могут входить только многоквартирные дома;

· КРТ нежилой застройки, в границы которого могут вовлекаться различные объекты, кроме многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки, объектов ИЖС, садовых домов;

· КРТ незастроенной территории;

· КРТ по инициативе правообладателей.

Важно, что в границы КРТ жилой и нежилой застройки помимо основных объектов, прямо названных в законе, могут включаться и иные объекты. Перечень таких объектов законом не ограничивается, но они должны располагаться в границах того же элемента планировочной структуры – квартала или микрорайона.

Данная новелла крайне важна, поскольку большинство развиваемых территорий имеют смешанную застройку, которую в целом сложно отнести к тому или иному типу развития. Во избежание дробления территорий новый закон предусмотрел возможность объединять объекты различного типа в границах одного проекта КРТ.

Таким образом, создание единого механизма КРТ позволит более гибко подходить к развитию различных территорий, в том числе имеющих смешанную застройку.

В границы КРТ жилой застройки принятый закон разрешил включать многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу, а также иные многоквартирные дома, соответствующие критериям, определенным субъектами РФ.

Эти критерии не будут определяться произвольно. Согласно принятому закону они должны учитывать следующие требования:

· физический износ основных конструктивных элементов многоквартирного дома (крыша, стены, фундамент) превышает определенное субъектом РФ значение;

· стоимость капитального ремонта многоквартирных домов в расчете на один квадратный метр общей площади превышает стоимость, определенную субъектом РФ;

· многоквартирные дома построены в период индустриального домостроения, определенный субъектом РФ, по типовым проектам;

· многоквартирные дома находятся в ограниченно работоспособном техническом состоянии;

· в многоквартирных домах отсутствуют централизованные системы инженерно-технического обеспечения, определенные субъектом РФ.

Таким образом, в границы КРТ будут включаться только «проблемные» дома, требующие принятия мер по расселению жителей во избежание доведения таких домов до аварийного состояния в ближайшем будущем, в том числе дома, капитальный ремонт которых экономически нецелесообразен.

Согласно изменениям, внесенным в Жилищный кодекс Российской Федерации, собственникам жилых помещений в таких многоквартирных домах, взамен освобождаемых ими жилых помещений предоставляется возмещение, определяемое исходя из рыночной стоимости освобождаемого имущества и возникших убытков.

По заявлению собственника жилого помещения ему предоставляется взамен освобождаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Нанимателю жилого помещения взамен освобождаемого им жилого помещения предоставляется другое жилое помещение по договору социального найма, общая площадь, жилая площадь которого и количество комнат в котором не меньше общей площади, жилой площади освобождаемого жилого помещения и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а при наличии его письменного заявления другое жилое помещение может быть предоставлено ему на праве собственности на основании договора передачи жилого помещения в собственность.

Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть предусмотрено право собственников жилых помещений, нанимателей жилых помещений на получение так называемого равнозначного жилого помещения – то есть помещения:

· жилая площадь которого и количество комнат в котором не меньше жилой площади освобождаемого жилого помещения и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а общая площадь которого – превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения;

· которое соответствует стандартам, установленным нормативным правовым актом субъекта РФ;

· которое находится в многоквартирном доме, расположенном в том же поселении, городском округе, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в границы территории жилой застройки, подлежащей КРТ.

Согласно переходным положениям закона ранее заключенные договоры развития застроенных территорий, комплексного развития территорий, комплексного освоения территорий сохраняют свое действие. Их исполнение, изменение и расторжение будет происходить по «старым» правилам, без учета внесенных изменений.

Необходимо отметить, что Национальное объединение строителей принимало активное участие в обсуждении проекта принятого закона. Так, неоднократно высказывался в поддержку данного проекта Президент НОСТРОЙ Антон Глушков.

Национальным объединением в адрес Государственной Думы и Минстроя России направлялись концептуальные предложения по совершенствованию текста проекта, многие из которых были учтены при его доработке ко второму чтению, в частности:

· исключено правило, согласно которому объекты, разрешенные к включению в границы КРТ, должны занимать не менее 50% площади территории КРТ;

· исключены положения, лишающие органы местного самоуправления полномочий по принятию решений о КРТ;

· разрешено проводить для отбора инвестора как аукционы, так и конкурсы;

· ограничен круг нарушений договора КРТ инвестором, которые дают уполномоченному органу право на односторонний отказ от договора.

Принятый Федеральный закон вступит в силу с момента его официального опубликования.

Источник: https://www.vedomosti.ru/press_releases/2020/12/23/prinyat-zakon-o-snose-i-rekonstruktsii-zhilya

У последней черты: ветхие дома предлагают ремонтировать за счет граждан

Реконструкция дома признанного аварийным

Ветхое жилье предлагают ремонтировать за счет граждан до тех пор, пока оно не получит статус аварийного. Как рассказали «Известиям» в Минстрое, речь идет о домах с износом более 70%. Для них планируется разработать отдельные подпрограммы капремонта. Эту инициативу ведомства обсудят 7 ноября на парламентских слушаниях в Госдуме.

Сейчас в стране 25 млн кв. м таких домов. По оценкам опрошенных «Известиями» экспертов, если речь идет только о поддерживающем ремонте, взносы россиян вряд ли существенно повысятся.

Однако есть риск, что это будут бесполезные траты — ветхие дома в любом случае скоро придут в негодность, их проще расселить, а деньги направить на создание нового жилого фонда.

Непрерывное расселение

Дома с износом более 70%, которые не признали аварийными, могут включить в региональные программы капремонта, а точнее, в трехлетние подпрограммы. В этих зданиях будут проводиться только необходимые работы — чтобы поддерживать их в безопасном для жильцов состоянии до тех пор, пока дома не будут переведены в аварийный фонд.

Как сообщили «Известиям» в пресс-службе Минстроя, подпрограмма будет оплачиваться, как и капремонт, — за счет граждан. По решению местных властей возможно софинансирование из регионального и муниципального бюджетов, добавили в ведомстве. Разработка подпрограммы предусматривается новым законопроектом по расселению аварийного жилья.

Его положения сейчас обсуждаются на различных площадках.

Президент Владимир Путин в своем майском указе поставил перед правительством задачу устойчивого сокращения аварийного фонда. А также поиска непрерывно действующих инструментов переселения граждан из непригодных для жизни домов.

В 2019-2024 годы планируется переселить 530 тыс. человек из 9,54 млн кв. м аварийных домов. На это планируется потратить более 507 млрд рублей, из которых 431 млрд –– из федерального бюджета. Всего по итогам III квартала 2019 года в России насчитывается 54,7 тыс. аварийных домов общей площадью 16 млн кв. м, сообщили в Минстрое.

По данным Фонда содействия реформированию ЖКХ, за 9 месяцев этого года аварийным было признано 2,28 млн кв. м жилья. Больше всего таких домов находится в Республике Саха (Якутия), Кемеровской и Архангельской областях, Пермском крае, Ханты-Мансийском автономном округе.

В октябре правительство внесло в Госдуму законопроект, формирующий новые механизмы расселения аварийного жилья. Помимо подпрограммы для домов с высокой степенью износа, в числе новелл — конкретизация критериев и порядка признания зданий аварийными и наделение региональных властей правом устанавливать меры дополнительной поддержки для переселенцев.

При этом само понятие «ветхое жилье» из законопроекта, разработанного Минстроем, было исключено. Как пояснял вице-премьер Виталий Мутко, было решено не множить юридические понятия — то есть не разделять ветхое и аварийное жилье, тем более что сложно установить критерии первого.

Ни туда ни сюда

Депутат Госдумы Дмитрий Ионин поддержал исключение термина «ветхое жилье» из законопроекта. Если бы в документе было сразу два понятия, то у региональных властей появилась бы возможность для манипуляций, считает он.

–– До ветхого жилья очередь или никогда бы не дошла, или дошла бы через многие годы, –– пояснил Дмитрий Ионин.

Однако вопрос о том, как поступать с домами с высоким износом –– от 66–70%, остается открытым и потому самым дискуссионным, отметил член комитета по жилищной политике и ЖКХ ГД Илья Осипов.

По данным Росстата, на конец 2018 года к многоквартирным домам с износом 66–70% относилось более 231 тыс. зданий (82 млн кв. м), с износом свыше 70% — более 101 тыс. (25 млн кв. м). Это в несколько раз больше, чем официально признанных аварийными.

По словам Ильи Осипова, вопрос о домах с высокой степенью износа стал одним из центральных на расширенном рабочем совещании комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ в Ярославле 1 ноября. На мероприятии присутствовали представители почти 40 регионов.

Они отмечали, что зданий, близких к аварийным, очень много. Они не получают этот статус, но и ремонтировать их по стандартной программе капремонта зачастую невозможно — это слишком дорого, сказал парламентарий.

Этот вопрос снова обсудят во время парламентских слушаний комитета 7 ноября.

По данным генерального директора АО «КТБ ЖБ» Артёма Давидюка, средняя стоимость капремонта домов с износом менее 65% составляет около 30 тыс. рублей за 1 кв. м. Ремонт одного жилого здания обходится примерно в 13,7 млн рублей, добавила исполнительный директор Ассоциации региональных операторов капремонта многоквартирных домов (АРОКР) Анна Мамонова.

По данным АРОКР, сейчас взнос на капремонт в среднем по стране составляет около 7,24 рубля в месяц за 1 кв. м.

Цена ремонта зданий с износом более 65% дороже примерно на треть — 40 тыс. рублей за 1 кв. м, сказал Артём Давидюк.

А дома с износом свыше 70% требуют не просто капремонта, а реконструкции, стоимость которой может составлять в среднем 100–120 тыс. рублей за 1 кв.

м в зависимости от типа здания, его площади, конструкции, возраста, добавил управляющий партнёр экспертной группы Veta Илья Жарский. Цена всех работ начинается от 40 млн рублей за дом, отметил он.

По мнению эксперта, расходы на поддерживающее содержание зданий по подпрограмме Минстроя могут быть меньше в 2,5–3 раза. По оценке Артёма Давидюка, стоимость самых необходимых видов работ по домам, включенным в подпрограмму, составит в среднем 10 тыс. рублей за 1 кв. м. В этом случае взносы россиян за капремонт вряд ли повысятся, считает Анна Мамонова.

Однако, по мнению Дмитрия Ионина,подпрограмма предполагает ремонт за счет граждан фактически аварийного жилья, которое проще снести и расселить. Исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева согласна, что эти «дома, по-хорошему, стоит включать в программу по расселению аварийного жилья».

Ответственный секретарь экспертного совета комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Павел Склянчук предполагает, что в ходе обсуждения законопроекта в Госдуме может начаться дискуссия о том, что деньги, которые будут тратиться по сути вхолостую, могли бы пойти сразу на создание альтернативного жилого фонда. Он также отметил, что подпрограмма вряд ли обеспечит устойчивое сокращение аварийного жилья, поскольку только оттянет решение проблемы, а не закроет ее.

Источник: https://iz.ru/940344/mariia-perevoshchikova/u-poslednei-cherty-vetkhie-doma-predlagaiut-remontirovat-za-schet-grazhdan

Ремонт аварийного дома — проблемы и споры

Реконструкция дома признанного аварийным

Евгения Кустова

Давайте рассмотрим, что такое аварийное жилье, проблемы признания дома аварийным, а также судебную практику. Что же такое аварийное жилье? Это состояние здания, при котором более половины жилых помещений и основных несущих конструкций здания (стен, фундаментов) отнесены к категории аварийных и представляют опасность для жизни проживающих.

В соответствии с ч. 10 ст.

32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В случае если собственники не осуществили снос или реконструкцию дома, земельный участок, на котором он расположен, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Верховный суд Российской Федерации, изучив практику рассмотрения дел по спорам, связанным с признанием жилого помещения либо многоквартирного жилого дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, пришел к выводу, что, в основном, споры указанной категории возникают в связи с ненадлежащим исполнением органами местного самоуправления обязанностей, возложенных на них жилищным законодательством.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее — Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения) и с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Межведомственная комиссия может вынести решение о признании дома аварийным. И вот три основания для вынесения такого решения:

  • ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

  • изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов;

  • в случаях техногенных ситуаций и природных катаклизмов, в результате которых здание получило такие повреждения, что его невозможно восстановить.

Также хочется отметить, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

  • о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

  • о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки;

  • о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

  • о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (пункт 47 Положения).

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, сам по себе факт износа здания (выше 70%) не является достаточным основанием для вывода о том, что здание является аварийным или непригодным для проживания по иным основаниям.

Согласно пункту 7 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г.

№ 47 «Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее — комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям». Согласно п. 42. указанного Положения Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений и процедур, указанных в ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, могут быть оспорены в суде в порядке, установленном положениями главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ).

Рассмотрим дело государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования о выселении граждан из жилых помещений с предоставлением других жилых помещений. Итог этого дела был такой, что во всех инстанциях было отказано.

И хочется спросить, почему? Так, истец представил заключение в судебное заседание компании ОАО «Калининградпромпроект», а не межведомственной комиссии, к компетенции которой относится признание помещения непригодным для проживания граждан, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (п. 2 и п. 7 Положения).

При вынесении решений суды учитывают разъяснения, данные Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года.

Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц, является компетенцией органа местного самоуправления.

Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

Рассмотрим пример, когда судом был удовлетворен иск, поданный прокурором в интересах гражданина.

Суд установил, что многоквартирный дом, в котором проживает истец, признан аварийным и подлежащим сносу в декабре 2007 года. Срок расселения дома установлен органом местного самоуправления до 30 ноября 2008 года.

Однако уже на момент обследования в 2007 году состояние фундамента, стен, крыши и других конструктивных элементов здания оценивалось как недопустимое. Тем не менее сроки расселения неоднократно переносились, и в 2012 году расселение отложено до 31 декабря 2013 года.

По результатам экспертизы установлено, что на момент рассмотрения дела существует опасность обрушения чердачного перекрытия в жилые помещения. Возникла реальная угроза жизни и здоровью проживающих в доме граждан.

При таких обстоятельствах суд обоснованно признал незаконным постановление администрации о переносе сроков расселения и обязал предоставить Т. жилое помещение во внеочередном порядке.

А вот пример халатности органов местного самоуправления. Апелляционным определением арбитражного суда от 03.09.2012 по делу № 33-2486/2012 с администрации г.

Астрахани взыскана компенсация за утраченное жилье в пользу собственника — гражданина.

Дом был признан аварийным и расселялся постепенно в течение нескольких лет, однако часть дома до завершения расселения обрушилась, погибли люди. Виновное должностное лицо привлечено к уголовной ответственности.

Как указывает Постановление Пленума ВС РФ № 14, «требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

Согласно Определению Верховного Суда РФ от 21.06.2011 № 67-В11-3 семье в составе 4 человек была предоставлена однокомнатная квартира, которая является квартирой — студией, в которой жилая комната содержит нишу, оборудованную раковиной, при этом площадь ниши, предназначенной для использования в качестве кухни, учитывается как жилая площадь.

Семья, отказываясь переселиться в данное жилое помещение, считала, что их жилищные права были нарушены, так как в ранее занимаемой ими квартире комната была изолированной от вспомогательных помещений, в ее площадь не была включена площадь кухни.

Суд при вынесении определения указал, что предоставление гражданам квартиры, в которой площадь кухни включена в жилую площадь, ухудшает их жилищные условия, что противоречит требованиям ст. 89 ЖК РФ.

Определением Верховного Суда РФ от 22.05.2012 № 18-КГ12-4 суд указал, что переселять из двухкомнатной квартиры, где проживают разные семьи, в однокомнатную квартиру недопустимо.

При решении вопросов, связанных с защитой жилищных прав граждан в случае признания их жилого помещения непригодным для проживания, важное значение имеет Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014.

Источник: https://www.top-personal.ru/estatelawissue.html?790

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.