Принятие закона о несостоятельности банкротстве

Содержание

Федеральный закон N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Принятие закона о несостоятельности банкротстве

Добро пожаловать на сайт Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», который будет полезен, в первую очередь, студентам и аспирантам юридических вузов. Здесь вы найдёте полный текст действующей редакции закона со всеми изменениями на 2020 год и комментарии к статьям.

Размещенные в образовательных целях цитаты из комментариев, находящихся в свободном доступе в открытых источниках сети Интернет, могут быть удалены по просьбе автора.

Переход к любой статье закона осуществляется через оглавление на главной странице, навигационную цепочку или систему поиска.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» регулирует достаточно важную в хозяйственной деятельности тематику – признания субъекта отношений неплатежеспособным (банкротом).

Этот нормативный акт детализирует основные положения Гражданского кодекса РФ, определяя основания для того, чтобы признать должника банкротом, сам порядок такого признания, возможные механизмы для того, чтобы предупредить это состояние у должника.

Если должник признаётся банкротом, то законом устанавливается, как должны производится все процессы, связанные с расчётами между должником и его кредиторами, включая порядок взыскания долга или другие сопутствующие отношения.

В действующей редакции этого закона с учётом последних изменений круг лиц, на которых могут распространяться его предписания, включает как юридических, так и физлиц (последние могут не являться индивидуальными предпринимателями).

Нормы Закона «О банкротстве», которые заработали с 01.10.2015, определяют возможность признания банкротом простого физического лица (не ИП).

Что важно знать:

  • Физическое лицо может быть признано банкротом арбитражным судом. Обычные суды этой тематикой не занимаются (cт.6 Закона);
  • Закон описывает ситуацию, когда физическое лицо имеет право обратиться в суд для признания себя банкротом, а когда это – его непосредственная обязанность (ст. 8 Закона);
  • Кредитор тоже может обратиться в суд, но условия его обращения регламентированы чётко, и перечень является исчерпывающим (ст. 33 Закона);
  • Суд использует процедуру реструктуризации долга физического лица. Закон позволяет заключение мирового соглашения между сторонами (ст. 158 Закона);
  • Признание физического лица банкротом приводит к реализации его имущества через процедуру торгов. Когда вырученные суммы покрывают задолженность – физическое лицо больше не считается должником (ст. ст. 213-26, 213-27 Закона);
  • Физическое лицо после признания его банкротом обязано уведомлять финансовые учреждения, с которыми планирует вести экономические отношения, о данном факте. Также новое дело о банкротстве с участием того же лица не может быть начато по его заявлению (ст. 213-30 Закона).

Кроме перечисленных основных нововведений, закон предполагает их нюансы в соответствующих специальных статьях (кроме упомянутых норм речь идёт о ст. ст. 56, 60, 160, 213, 214-1, 223). Также, этот вопрос регламентируется 230 статьей со всеми примечаниями (ч. с 1 по 32).

Структура закона

Нормативный акт состоит из 12 глав и 233 статей. Первая глава, которая очерчивает общие положения закона, даёт определения прав должников и кредиторов в границах процесса признания банкротства/взыскания долгов.

Глава вторая описывает меры предупреждения несостоятельности должника, а третья – регулирует особенности разбирательства дела о банкротстве в арбитражном суде.

Последующие главы определяют особенности процедур наблюдения, внешнего управления, финансового оздоровления и конкурсного производства. Отдельная глава касается мирового соглашения и особенностей банкротства отдельных категорий должников. Присутствуют также переходные и заключительные положения.

Кому важно знать закон

Поскольку действующая редакция закона теперь распространяется и на физических лиц (т. е.

обычных граждан) в части признания их банкротами, то с положениями этого закона будет полезно ознакомиться каждому, кто состоит в отношениях «должник-кредитор» на основании любых договоров.

Нужно отметить, что теперь даже лица, не являющиеся ИП и не имеющие задолженностей по закрытому ранее ИП, могут подпадать под урегулированные этим законом процедуры.

Гражданин может быть признан неплатежеспособным или банкротом, после чего его имущество подлежит реализации решением суда. Последствием признания гражданина в таком статусе может стать и запрет на выезд за пределы страны.

Отдельное внимание закон уделяет такому ранее не урегулированному состоянию как рассмотрение дела о неплатежеспособности/банкротстве в случае смерти должника.

Признание банкротом гражданина имеет для него и другие последствия. Так, о данном факте он обязан сообщать в случае принятия обязательств по займам или кредитам. Закон также предполагает назначение для имущества гражданина финансового управляющего (им выступает арбитражный управляющий по делу).

Нужно отметить, что дело о банкротстве гражданина может быть разрешено мировым соглашением или реструктуризацией долга, а не только реализацией его имущества для оплаты обязательств перед кредиторами.

Что гражданам нужно иметь в виду, так это то, что возможность инициировать процедуру признания их банкротами можно только при соблюдении определённых условий. Сумма задолженности должна составлять не менее 0,5 млн рублей и обязательства по таким суммам не были выполнены в течении трёх месяцев.

Текст ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве)»

Налоговый кодекс (НК РФ) 2020
Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2020

Полезные документы и материалы

Источник: http://ZakonOBankrotstveRF.ru/

Закон о банкротстве несостоятельности физических лиц – ФЗ 127

Принятие закона о несостоятельности банкротстве

ФЗ о несостоятельности и банкротстве вступил в силу в 2015 году. Благодаря ему должник может добиться признания своей неплатежеспособности и списать долги перед кредиторами. Закон о долгах касается не только юридических, но и физических лиц. Как по закону освободиться от долгов и что делать после?

Основные положения: фз 127 о несостоятельности банкротстве

цель процедуры признания банкротом заключается в списании всех долгов. Но есть обстоятельства, не позволяющие полностью списать задолженность:

  • Предоставление неверной информации о материальном состоянии должника.
  • Невыполнение взятых обязательств, исходя из корыстных целей.
  • Существуют виды обязательств, которые не подлежат списанию при банкротстве:
  • платежи, возникшие после подачи заявления о признании банкротства;
  • возмещение за причиненный вред жизни или здоровью/моральный вред;
  • долги физлица в отношении кредитора по трудовому договору;
  • выплаты по алиментам;
  • обязательства по возмещению вреда в результате совершенных преступлений;
  • по субсидиарной ответственности при поручительстве кредитов;
  • по умышленно причиненным убыткам юридическому лицу, участником которого должник являлся;
  • по недействительным сделкам, которые признаны финансовым управляющим фиктивными.

Обратите внимание!
Перечисленные требования могут быть предъявлены должнику и после окончания банкротства.

Закон определяет, что банкротом может быть признан любой гражданин у которого накопились долги большее 500 000 рублей и задолженность по кредитам свыше 3 месяцев.

Заявление о банкротстве можно подать самостоятельно или дождаться пока это сделает кредитор. Долги по судебному разбирательству ложатся на банкрота.

Первый шаг в процедуре банкротства — реструктуризация долгов. Это шанс для должника выбраться из кредитов за более долгое время, но без последствий банкротства.

Все кредиторы вписываются в реестр требований должников, где указывается кому, сколько и с какого периода долг. На основании этого проводится реструктуризация.

Для проведения процедуры банкротства необходимо подать заявление в арбитражный суд в сопровождении бумаг, подтверждающих сложное финансовое положение должника, медицинские справки, копию трудовой с отметкой об увольнении и т.д. Это позволит суду принять решение о начале процедуры банкротства.

Заявление о банкротстве должно включать в себя:

  • данные суда, в который направляете иск;
  • личные данные заявителя; (Ф.И.О., адрес, контактный телефон);
  • сведения о кредитных соглашениях (даты и суммы);
  • сумму текущей задолженности;
  • данные кредиторов;
  • причины невыплаты заемной суммы;
  • сроки, касаемо проведенной процедуры займа;
  • исковые требования;
  • список прилагаемых документов;
  • дату и подпись.

Процедура реструктуризации долгов

Согласно ст. 213.2 Закона № 127 о банкротстве, реструктуризация — это один из способов урегулирования споров с кредиторами.

Реструктуризация долгов направлена на улучшение финансового состояния неплательщика и восстановление его платежеспособности. Решение о реструктуризации принимает суд.

При реструктуризации согласовываются и утверждаются новые условия кредитного соглашения между банком и заемщиком, такие как: увеличение срока на погашение задолженности, списание части долга, снижение процентной ставки или неустойки, выкуп задолженности со скидкой; ликвидация задолженности с помощью продажи имущества неплательщика; замена задолженности акциями.

Реструктуризация выгодна и должнику, и кредитору. Если кредиторы и должник договорятся об условиях, банки обеспечат выплату долга, а должник упростит свое положение и сможет выплачивать долг меньшими суммами и восстановить свое положение.

Кому важно знать закон о банкротстве

Закон о банкротстве важен для тех, кто состоит в отношениях «должник-кредитор» на основании любых договоров. Даже не являясь индивидуальным предпринимателем, физическое лицо может быть признано банкротом.

Это поможет разрешить вопрос с долгом, если на это есть уважительные причины. Такие споры решают как между банками и должником, так и между двумя физическими лицами. Процедура реструктуризации работает и в этом случае.

Если в процессе реструктуризации договориться не получилось, суд выносит решение о реализации имущества должника в счет долга. Последствием признания гражданина в таком статусе может стать запрет на выезд за пределы страны и займ дальнейших кредитов. Поэтому реструктуризация наиболее благоприятный вариант решения спора.

Сроки и стоимость процедуры

Процедура признания физического лица банкротом стоит от 40 тыс. рублей. Максимальная стоимость может составлять 100 тыс. при учете всех юридических услуг.

Что входит в стоимость?

  • При обращении в суд необходимо оплатить госпошлину, которая равна 300 рублям.
  • Оплата депозита, который согласно ст. 213, п.4 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» является вкладом на счет Арбитражного суда и равен 25 000.00 рублей для оплаты услуг финансового управляющего.
  • Оплата услуг финансового управляющего по ст. 20.6 п.3 равна фиксированной оплате в 25 000 руб. + 7% от денежных средств, выплаченных кредитору при реализации имущества.
  • Оплата публикации сведений в реестре требований должников.
  • Отправка писем с уведомлением — примерно 85 рублей;
  • Услуги банка по реструктуризации;
  • Расходы на проведение торгов при продаже имущества.

Прочие расходы без организации торгов обычно составляют около 2 000 рублей.

По срокам процедура признания физического лица банкротом занимает до 2-х лет.

  • Выбор юридической фирмы по банкротству, финансового управляющего займет не менее 7 дней.
  • На сбор документов на банкротство физического лица уйдет около 3-4 недель.
  • Составление и подача в суд заявления. Этот этап может занять как 2 дня, так и год. Если вы решаете этот вопрос в сопровождении грамотного юриста, процедура пройдет быстрее.
  • Принятие судом заявления о банкротстве к производству — 5-7 дней.
  • На назначение даты первого судебного заседания займет от 15 дней до 3 месяцев.
  • Введение судом процедуры реструктуризации долгов — около 5-6 месяцев.
  • Реализация имущества в деле о банкротстве физлица занимает примерно 6 месяцев.
  • Включение в реестр требований кредиторов при банкротстве — от 2,5 месяцев.
  • Проведение финансовым управляющим комплекса мероприятий с имуществом должника — от 5 до 10 месяцев.
  • Оспаривание сделок должника (при их необходимости) — 1-2 года.
  • Реализация залогового и недвижимого имущества — до 6 месяцев.

Упрощенное банкротство физических лиц

Высокая стоимость процедуры не позволяет обратиться к ней каждому, кто в этом нуждается. В связи с этим принято решение о внесение изменений в закон о банкротстве.

Основная идея — возможность отказаться от услуг финансового управляющего, что позволяет сэкономить минимум 25 тыс. руб..

Если суд в течение 2 месяцев не назначит финансового управляющего в процедуре банкротства, то дело решается без его участия.

Также упрощенная процедура имеет следующие признаки:

  • долг от 50 тыс. р. до 700 тыс. р.;
  • не более 10 кредиторов;
  • право производства в упрощенной форме распространяется только на физические лица, не имеющие статуса ИП и долей в юридических лицах;
  • инициатором может выступить только сам должник;
  • реструктуризация не предусмотрена. Только реализация имущества.

На данный момент закон об упрощенной процедуре признания физического лица банкротом еще не вступил в силу. Законопроект об изменениях в основной закон находится на стадии обсуждения.

После банкротства

У банкротства есть главная положительная сторона — освобождение от кредиторов, списание долгов или упрощение процедуры их выплаты. Но банкротство также предполагает и негативные последствия.

Счета в банках, кредитные, дебетовые карточки переходят в пользование финансового управляющего. Зарплата и пенсия банкрота поступает в его распоряжение. Суд разрешает банкроту пользоваться средствами в размере до 50 000 рублей без согласия финансового управляющего. На остальные сделки нужно письменное его разрешение.

В течение 5 лет банкрот обязан сообщать потенциальному кредитору о своем банкротстве и предоставить подтверждающие документы.

5 лет физическое лицо не сможет пройти повторную процедуру банкротства, а 3 года не сможет занимать управляющие должности. 10 лет нельзя управлять кредитными организациями и участвовать в долях таких организаций.

На время процедуры банкротства может быть установлен запрет на выезд.

Обратите внимание!
Все негативные последствия ожидают должника только после прохождения процедуры реализации имущества. Если спор решается мирным урегулированием и реструктуризацией долга, негативные последствия не возникают.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ce801e3dd00af00b25ad434/zakon-o-bankrotstve-nesostoiatelnosti-fizicheskih-lic-fz-127-5cf52810f456fd00af81855c

Как менялся закон о банкротстве с 1992 по 2020 год

Принятие закона о несостоятельности банкротстве

Адвокат и партнер юридической компании a.t.Legal, входящей в международную ассоциацию юридических фирм LawBridge (www.LawBridge.law) Павел Ганин подготовил для «Русбанкрота» подробный материал об изменении законодательства о банкротстве в новейшей истории России – с 1992 года и по сей день.

Законодательство о банкротстве в РФ получило свое системное отраслевое развитие в 1992 году, на этапе значительных экономических изменений в стране. За это время оно претерпело немало изменений, следуя за все усложняющимися правоотношениями в рамках гражданского оборота.

Закон о банкротстве 1992 года

Первым нормативным правовым актом в указанной сфере стал Закон РФ от 19.11.1992 года №3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (далее – «Закон 1992 года»).

Несмотря на значительное количество недостатков, данный Закон впервые регламентировал основные понятия в области несостоятельности (банкротства) предприятий, определил виды процедур банкротства и иные важные моменты, которые ранее фактически не были известны советскому и российскому правопорядку.

Так, в соответствии с Законом 1992 года под несостоятельностью (банкротством) понималась неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или наличием неудовлетворительной структуры баланса должника.

Лицами, имеющими право подавать в суд заявление о признании банкротом, являлись должник, его кредиторы и прокурор.

По нормам Закона 1992 года в отношении должника применялись следующие процедуры:

  • реорганизационные: внешнее управление имуществом и санация;
  • ликвидационные: принудительная ликвидация по решению арбитражного суда, добровольная ликвидация под контролем кредиторов и ликвидация в процессе конкурсного производства;
  • мировое соглашение.

Закон 1992 года не предусматривал многих важных положений, в частности, механизмов финансового анализа и финансового оздоровления. Формулировки данного закона были нечеткими и довольно обобщенными.

Само наличие внимания законодателя к указанной сфере регулирования наглядно показывало значимость данных норм для налаживания нормальных экономических отношений в стране.

Данное законом 1992 года определение несостоятельности зачастую являлось основанием для затягивания судебных процессов по делам о банкротстве на долгие месяцы, поскольку представлялось достаточно сложным доказать превышение обязательств над стоимостью имущества должника при наличии неудовлетворительной структуры баланса.

В сравнении с мировым опытом, позволяющим признавать банкротом предприятие, неспособное оплачивать свои долги, российский закон 1992 года предоставлял крупным организациям возможность без опасений банкротства в течение длительного времени не выполнять свои обязательства перед кредиторами.

Напротив, можно было использовать денежные средства кредиторов в качестве собственных при условии, чтобы кредиторская задолженность не превышала балансовую стоимость активов.

Согласно существовавшей в тот период практике и общей статистике в данной сфере, банкротами признавались лишь небольшие предприятия.

Определенные споры вызывал также и пункт Закона 1992 года об определении внешнего признака несостоятельности (банкротства) предприятия, под которым понималось приостановление его текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения. То есть в ситуации, когда предприятие имело многомиллионную задолженность, но при этом раз в месяц осуществляло выплаты по своим обязательствам на сумму условных 100 рублей, один из основных признаков банкротства уже признавался отсутствующим.

Кроме того, в Законе 1992 года не содержалось подразделения должников на различные категории, к примеру, на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, сельскохозяйственные и финансовые организации.

Проведение процедур банкротства было одинаковым для всех должников, что, очевидно, являлось неприемлемым.

Наконец, в законе о банкротстве 1992 года практически отсутствовала детальная регламентация процесса рассмотрения дел о банкротстве, в связи с чем в период действия данного закона судам приходилось обращаться к общим процессуальным нормам Арбитражного процессуального кодекса РФ, которые регулировали лишь исковое производство.

Вместе с тем, рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) имеет множество своих особенностей и не может рассматриваться по стандартным правилам.

Особую роль в сложности и неопределенности правого регулирования сферы банкротства в течение периода действия закона 1992 года играла значительная степень непрозрачности в регулировании и фактическом правоприменении в области представления интересов фактически основного на тот момент кредитора – государства, по обязательствам, вытекающим из уплаты налогов и сборов, иных обязательных платежей.

Закон о банкротстве 1998 года

8 января 1998 года принят новый Федеральный закон №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – «Закон 1998 года»). По сравнению с Законом 1992 года его объем вырос более чем в 3 раза, а структура стала гораздо более содержательной и последовательной. Нормы закона 1998 года, очевидно, представляли новую веху в развитии правового регулирования сферы банкротства в стране.

Из значимых нововведений можно отметить включение в закон 1998 года отдельных параграфов, регулирующих банкротство сельскохозяйственных, страховых, кредитных организаций, также банкротство гражданина и индивидуального предпринимателя.

Вместе с тем, ввиду отсутствия на тот момент в Гражданском кодексе РФ норм, предусматривающих возможность признания банкротом неплатежеспособного гражданина, не обладающего статусом индивидуального предпринимателя, статья 185 Закона 1998 года устанавливала введение в действие норм о банкротстве гражданина с момента внесения соответствующих изменений в ГК РФ.

Что касается арбитражного управляющего, то теперь он мог выступать в трех статусах: временного, внешнего и конкурсного.

Изменилось и само понятие несостоятельности (банкротства), под которым стали понимать признанную арбитражным судом или объявленную должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Такая формулировка представлялась более совершенной и точной по сравнению с той, которая содержалась Законе 1992 года.

Законом 1998 года были определены также размеры задолженности, при наличии которых могло быть возбуждено дело о банкротстве: для юридического лица – не менее 100 000 рублей, для гражданина – не менее 10 000 рублей.

Закон о банкротстве 2002 года

Действующее нормативное регулирование отношений в сфере несостоятельности определяется Федеральным законом от 26.10.

2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», который применяется почти восемнадцать лет (далее – «Закон 2002 года»), и содержит не только нормы материального права, но и регламентацию судебного разбирательства, процедуры рассмотрения арбитражным судом дела о несостоятельности (банкротстве), а также различных обособленных споров в его рамках.

В законе 2002 года расширилось понятие несостоятельности (банкротства), под которым стали понимать признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Закон 2002 года множество раз подвергался корректировке, а также изменениям носящий радикальный характер, в том числе в части включения в закон значительного объема норм, регулирующих особенности банкротства различного вида должников, отдельных норм в отношении оспаривания сделок должников, субсидиарной ответственности по обязательствам должников.

К числу наиболее важных изменений по сравнению с первоначальной моделью регулирования можно отнести следующие поправки:

  • о введении моратория на банкротство;
  • о предоставлении работникам предприятия-банкрота полномочий по участию в деле о банкротстве;
  • уточнение правового статуса арбитражных управляющих и решение организационных моментов, связанных с их участием в деле о банкротстве;
  • введение института банкротства физических лиц;
  • установление возможности оспаривания сделок должника;
  • возможность привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности и т.д.;
  • усовершенствования порядка продажи имущества должника;
  • введение новой реорганизационной процедуры – финансового оздоровления;
  • установление порядка удовлетворения требований кредиторов, обеспеченных залогом имущества должника и иное.

Тем не менее, несмотря на, казалось бы, детальный подход законодателя к урегулированию сферы несостоятельности (банкротства) в законе 2002 года присутствует значительное количество пробелов и спорных моментов.

Именно поэтому применение действующего закона о банкротстве фактически невозможно без многочисленных разъяснений Пленумов Верховного суда РФ и ныне упраздненного Высшего Арбитражного суда РФ, дающих обязательные рекомендации судам относительно рассмотрения дел о банкротстве, а также действующей правоприменительной практики Судебной коллеги по экономическим спорам Верховного суда РФ, арбитражных судов округов.

Так, предметом отдельного рассмотрения высших судов были, в частности, следующие вопросы:

  • особенности банкротства индивидуальных предпринимателей,
  • ведение банковских счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства,
  • погашение расходов по делам о банкротстве,
  • текущие платежи по денежным обязательствам в рамках дел о банкротстве,
  • особенности признания недействительными сделок должника и т.д.

Вместе с тем, объем накопленных правовых позиций и, соответственно, их разрозненность значительно затрудняют правоприменение.

21.09.2020

Источник: https://rusbankrot.ru/people/kak-menyalsya-zakon-o-bankrotstve-s-1992-po-2020-god/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.