Арбитражный управляющий фз о несостоятельности

К вопросу о правовом статусе арбитражного управляющего

Арбитражный управляющий фз о несостоятельности

Введение в проблематику  

Ключевой фигурой банкротства является утверждаемый судом арбитражный управляющий.

Вопрос о правовом статусе арбитражного управляющего всегда был дискуссионным, как в дореволюционный период, так и в постсоветский.

Существуют различные подходы к определению сущности арбитражного управляющего.

Весьма распространенной является теория представительства.

Одни ученые считают арбитражного управляющего представителем кредиторов1, другие – должника2, третьи полагают, что арбитражный управляющий представляет интересы не только кредиторов и должника, но также и собственника имущества, учредителей должника, гражданского оборота и свои собственные3, четвертые считают арбитражного управляющего органом должника4.

Также существует точка зрения, согласно которой в разных процедурах управляющий представляет интересы разных лиц: во внешнем управлении – должника, в конкурсном производстве – кредиторов, при мировом соглашении – государства5.

Другие авторы полагают, что арбитражный управляющий сочетает в себе элементы органа должника, представителя должника, доверительного управляющего имуществом, а также имеет особые полномочия, не присущие иным субъектам права6.

Представлены также в науке и другие теории: доверительного управления7; работника, заключившего трудовой договор8; вещная теория (права управляющего – ограниченные вещные права)9; публичная теория.

В рамках публичной теории арбитражный управляющий определяется как орган принудительного исполнения (арбитражный судебный исполнитель)10, должностное лицо – (судебный управляющий)11.

Некоторые авторы, свою очередь, отрицают наличие публичных функций у арбитражного управляющего, признавая его исключительно частно-правовым субъектом12.

Также существуют весьма экзотические точки зрения, например, что отношения между должником и арбитражным управляющим должны оформляться договором подряда13.

Как мы видим, существует большое количество различных теорий, объясняющих природу арбитражного управляющего, зачастую эти теории взаимоисключают друг друга. В настоящее время не существует одной общепризнанной точки зрения по данному вопросу.

Большое разнообразие теорий о сущности арбитражного управляющего объясняется тем, что как само банкротство, так и деятельность арбитражного управляющего многогранны и многоаспектны, связаны с большим количеством правоотношений и их участников.

В банкротстве тесным образом переплетаются отношения гражданско-правовые, налоговые, трудовые, административные, уголовные и иные.

Соответственно, если рассматривать деятельность арбитражного управляющего с разных аспектов, то применима в принципе любая из указанных выше теорий:

– например, при отказе от сделок (ст. 102 Закона о банкротстве), при заключении сделок, при продаже имущества должника конкурсный управляющий действует в качестве органа (представителя) должника, в связи чем, применима теория представительства или органа (в зависимости от того, какой теории директора: как органа или представителя мы придерживаемся);

– при прекращении исполнительного производства в конкурсном производстве и передаче всех исполнительных листов от пристава исполнителя конкурсному управляющему имеет основания теория об арбитражном управляющем как арбитражном судебном исполнителе (органе принудительного исполнения), поскольку реестр требований кредиторов представляет собой по сути квази-сводное исполнительное производство;

– при увольнении работников в конкурсном производстве конкурсный управляющий действует как работодатель, что объясняет истоки теории трудовых правоотношений как основы статуса арбитражного управляющего;

– при привлечении арбитражного управляющего к уголовной ответственности он признается судебной практикой должностным лицом (ст. 201 УК РФ), в связи с чем уместно говорить о наличии у него статуса должностного лица;

Однако, сущность правового статуса управляющего не может быть определена как механическая сумма всех его ипостасей в тех многочисленных правоотношениях, в которых он участвует.

Для определения правового статуса арбитражного управляющего необходимо определить сущностные, неотъемлемые его черты, которые присущи управляющему всегда, независимо от того, в каком качестве он выступает в тех или иных отношениях.

На наш взгляд, из дореволюционных ученых наиболее точно описал правовую природу, сущность деятельности арбитражного управляющего С.И. Гальперин в монографии «Права и обязанности присяжного попечителя по делу о торговой несостоятельности»14:

«… характер дел о торговой несостоятельности дает путеводную нить к безошибочному определению значения присяжного попечителя как органа конкурсного процесса.

Деятельность его проникнута публичным характером и он является должностным лицом, не заинтересованным ни отдельной имущественной выгодой кредиторов, ни отдельной выгодой самого должника, заботясь в тоже время о соблюдении выгод и тех и другого.

Присяжный попечитель является делегированным судом представителем государственного интереса в деле каждой данной несостоятельности и в такой же мере, как судебный следователь в уголовных делах, является следователем ad hoc, заботящимся о раскрытии с полной ясностью пред глазами делегировавшего его судебного места всего положения несостоятельного должника в его имуществе наличном, долговом и отчужденном, в его долгах, заботящимся в то же время о своевременном раскрытии всего материала, могущего служить к установлению причин несостоятельности. Более того, закон поручает присяжному попечителю…быть хозяином массы…и…радеть об охраняемом имуществе как надлежит доброму хозяину…

Законодатель, имея ввиду очевидно публичный интерес конкурсного производства, озаботился тем, чтобы с самого начала в деле был представитель этого интереса и счел удобным облечь для этого присяжного попечителя особой властью.

В силу этого присяжный попечитель является лицом должностным, лицом, которому предоставлено право производить допросы, обращаться к содействию полиции, созывать наличных займодавцев, председательствовать в их собраниях и даже созывать кредиторов у себя на квартире».

Г.Ф.

Шершеневич также признавал деятельность присяжного попечителя в качестве публичной: “Под именем исполнительного процесса мы понимаем приложение силы, которою обладает государственная власть, к тому, чтобы изменить фактическое положение вещей в пользу признанного на суде правым и согласно с судебным решением…конкурсный попечитель должен изменить фактическое положение вещей в пользу признанных кредиторов согласно цели, указанной законом, то есть он обязан ценность вещей и требований, составляющих имущество должника и находящихся в его хозяйстве, в его распоряжении и управлении, обратить на пропорциональное удовлетворение кредиторов”15.

Из числа современников наиболее обоснованной, логичной и близкой деятельности арбитражного управляющего представляется точка зрения Е.В. Богданова (указ. соч.), согласно которой:

– деятельность судебного управляющего тяготеет к судебно-управленческой деятельности;

– судебный управляющий в деле о банкротстве является лицом, назначенным судом от имени государства и контролируемый государством посредством суда;

– судебный управляющий наделяется функцией надзора за деятельностью должника и его органов управления;

– нельзя использовать термины “права” и “обязанности” применительно к судебному управляющему. Необходимо говорить о полномочиях судебного управляющего, о его компетенции. Поэтому в п. 5 ст. 20.3 Закона о банкротстве указано, что полномочия арбитражного управляющего не могут быть переданы другим лицам;

– судебный управляющий не только не является индивидуальным предпринимателем, но по своему правовому положению не может быть и частнопрактикующим субъектом.

То обстоятельство, что кандидатуры судебных управляющих предлагают суду саморегулируемые организации судебных управляющих, не имеет в данном случае квалифицирующего значения потому, что эти кандидатуры, естественно, не являются для суда обязательными (это некая вспомогательная деятельность), а также потому, что кандидатура судебного управляющего может быть предложена заявителем или собранием кредиторов (ст. 12, 37, 39, 41, 73 Закона о банкротстве). Судебный управляющий в действительности является лицом, назначенным судом от имени государства и контролируемым государством посредством суда и потому по своему правовому положению его следует приравнять к должностному лицу.

Анализ современного законодательства и судебной практики

         В Постановлении от 5 марта 2019 г. N 14-П Конституционный Суд РФ указал, что институт банкротства выступает рыночным механизмом оздоровления российской экономики.

Несмотря на то, что ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) был принят в 2002 году, проблема правового статуса арбитражного управляющего остается неурегулированной до сих пор.

Пункт 1 статьи 20 Закона о банкротстве определяет правовое положение арбитражного управляющего через его членство в СРО: «Арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих».

         Очевидно, что такая формулировка является не только неудачной, но и ошибочной, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 20.

2 Закона о банкротстве не все члены СРО имеют право осуществлять деятельность арбитражного управляющего, также, как и исключение из СРО не приводит автоматически к прекращению деятельности, так как арбитражного управляющего утверждает в должности и освобождает от нее только арбитражный суд.

Далее, пункт 2 статьи 20 Закона о банкротстве определяет, что арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет такую профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.

Данный элемент правового статуса является верным, однако он не отвечает на вопрос о сущности правового положения арбитражного управляющего, поскольку профессиональную деятельность осуществляют в том числе и адвокаты, нотариусы, детективы, патентные поверенные, государственные служащие, врачи, педагоги и т.д.

Указание в Законе о банкротстве на то, что арбитражный управляющий занимается частной практикой не раскрывает сущность правового положения арбитражного управляющего, поскольку подобное определение раскрывает лишь налоговые последствия такого статуса (см. например, подпункт 2 пункта 1 ст. 227 НК РФ).

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/10/03/k_voprosu_o_pravovom_statuse_arbitrazhnogo_upravlyayuschego

Статья 20. Арбитражные управляющие

Арбитражный управляющий фз о несостоятельности

Статья 20. Арбитражные управляющие

1. Арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую настоящим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.

Арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности и предпринимательской деятельностью при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение им обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом. Арбитражный управляющий вправе быть членом только одной саморегулируемой организации.

2. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих устанавливает следующие обязательные условия членства в этой организации:

наличие высшего образования;

наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными саморегулируемой организацией (далее – стандарты и правила профессиональной деятельности);

сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;

отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;

отсутствие судимости за совершение умышленного преступления;

отсутствие в течение трех лет до дня представления в саморегулируемую организацию заявления о вступлении в члены этой саморегулируемой организации факта исключения из числа членов этой или иной саморегулируемой организации арбитражных управляющих в связи с нарушением настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, не устраненным в установленный саморегулируемой организацией срок или носящим неустранимый характер.

3.

Условиями членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих являются также наличие у члена саморегулируемой организации договора обязательного страхования ответственности, отвечающего установленным статьей 24.1 настоящего Федерального закона требованиям, внесение членом саморегулируемой организации установленных ею взносов, в том числе взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации.

4. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих в качестве условий членства в ней наряду с требованиями, предусмотренными пунктами 2 и 3 настоящей статьи, вправе устанавливать иные требования к компетентности, добросовестности и независимости арбитражного управляющего.

5.

В период членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих арбитражный управляющий обязан соответствовать установленным саморегулируемой организацией в соответствии с пунктами 2 – 4 настоящей статьи условиям членства в ней. Порядок подтверждения соответствия арбитражного управляющего условиям членства в саморегулируемой организации устанавливается саморегулируемой организацией.

Член саморегулируемой организации, не соответствующий условиям членства в саморегулируемой организации, исключается из ее членов в течение одного месяца с даты выявления такого несоответствия.

С даты выявления несоответствия арбитражного управляющего требованиям, установленным пунктами 2 – 4 настоящей статьи, арбитражный управляющий не может быть представлен саморегулируемой организацией в арбитражный суд для утверждения в деле о банкротстве.

6.

В целях настоящего Федерального закона работой на руководящих должностях признается работа в качестве руководителя юридического лица или его заместителя, замещение высших и главных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, работа в качестве руководителя органа местного самоуправления или его заместителя, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника, за исключением случаев участия в процедурах, применяемых в деле о банкротстве к отсутствующему должнику.

7. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих на основании установленных условий членства в ней определяет перечень документов, которые должны представляться лицами при приеме в члены саморегулируемой организации, а также требования к оформлению этих документов.

В течение тридцати дней с даты представления лицом заявления о приеме в члены саморегулируемой организации с приложением всех документов, предусмотренных указанным перечнем, постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации рассматривает представленные таким лицом документы и в случае соответствия такого лица требованиям, установленным условиями членства в саморегулируемой организации, принимает решение о приеме такого лица в ее члены.

8. Решение о приеме лица в члены саморегулируемой организации арбитражных управляющих вступает в силу с даты представления таким лицом в саморегулируемую организацию документов, подтверждающих исполнение всех условий членства в этой организации, установленных в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

В случае неисполнения лицом, в отношении которого принято решение о приеме в члены саморегулируемой организации, указанных условий членства в саморегулируемой организации в течение двух месяцев с даты принятия такого решения оно признается аннулированным.

9. Сведения о лице, принятом в члены саморегулируемой организации арбитражных управляющих, включаются в реестр членов саморегулируемой организации в течение трех рабочих дней с даты вступления в силу решения о приеме такого лица в члены саморегулируемой организации.

Лицо, в отношении которого вступило в силу решение о приеме в члены саморегулируемой организации, может быть утверждено арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего для проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, с даты включения сведений о таком лице в реестр членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих. В течение десяти рабочих дней с даты включения сведений о таком лице в реестр членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих ему выдается документ о членстве в саморегулируемой организации.

10. В случае несоответствия лица требованиям, установленным условиями членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации принимает решение об отказе в приеме такого лица в члены саморегулируемой организации с указанием причин отказа.

Решение об отказе в приеме лица в члены саморегулируемой организации направляется такому лицу в течение десяти рабочих дней с даты принятия этого решения.

Решение об отказе в приеме лица в члены саморегулируемой организации или уклонение саморегулируемой организации от принятия решения о приеме или об отказе в приеме в члены данной организации может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев с даты принятия этого решения или даты, когда это решение должно было быть принято.

11.

Членство арбитражного управляющего в саморегулируемой организации арбитражных управляющих прекращается по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации в случае подачи арбитражным управляющим в саморегулируемую организацию заявления о выходе из этой саморегулируемой организации или в случае исключения арбитражного управляющего из саморегулируемой организации в связи с:

нарушением арбитражным управляющим условий членства в саморегулируемой организации;

нарушением арбитражным управляющим требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, не устраненным в установленный саморегулируемой организацией срок или носящим неустранимый характер.

Членство арбитражного управляющего в саморегулируемой организации арбитражных управляющих прекращается с даты включения в реестр членов саморегулируемой организации записи о прекращении членства арбитражного управляющего.

12. Споры, связанные с профессиональной деятельностью арбитражного управляющего (в том числе о возмещении причиненных им убытков), его отношениями с саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, разрешаются арбитражным судом.

13.

В случае, если в отношении арбитражного управляющего, подавшего в саморегулируемую организацию заявление о выходе из этой саморегулируемой организации, возбуждено дело о применении к нему мер дисциплинарного воздействия, решение постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации о прекращении членства такого арбитражного управляющего принимается после завершения рассмотрения возбужденного в отношении такого арбитражного управляющего дела о применении к нему мер дисциплинарного воздействия.

“Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации”(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015)

Источник: https://legalacts.ru/doc/FZ-o-nesostojatelnosti-bankrotstve/glava-i/statja-20/

Арбитражный управляющий по банкротству

Арбитражный управляющий фз о несостоятельности

После признания гражданина банкротом в игру вступает новая фигура, без которой процедура банкротства не может быть не только проведена, но даже начата – арбитражный управляющий ( арбитражный управляющий (АУ), финансовый управляющий (ФУ).

В статье расскажем о том, какое место арбитражный управляющий занимает в процедуре банкротства, какими правами и обязанностями наделен, что делать, если он недобросовестно исполняет свои функции и разберемся в чьих интересах он осуществляет свою деятельность

Кто такой арбитражный управляющий?

Статус арбитражного управляющего закреплен ст. 20 Федерального закона №127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”

Арбитражный управляющий – это физическое лицо, которое назначается судом в качестве независимого посредника между должником и кредиторами. Основной целью деятельности управляющего является управление финансовыми процессами должника для достижения максимального удовлетворения требований кредиторов на условиях их равенства под контролем арбитражного суда.

Таким посредником может стать не любой человек – он должен быть членом саморегулируемой организации (СРО), а значит, соответствовать ряду требований, установленных законом:

  • иметь высшее образование;
  • не менее одного года опыта работы на руководящей должности, и не менее двух лет работы помощником арбитражного управляющего;
  • сдать профессиональный экзамен;
  • быть стороной договора обязательного страхования ответственности;
  • не иметь наказаний:  дисквалификации за совершение административного правонарушения или лишения права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности за совершение преступления;
  • отсутствие судимости за совершение умышленного преступления;
  • отсутствие факта исключения из СРО из-за нарушения закона или иных нормативных правовых актов, которые не были устранены в установленный СРО срок или являлись неустранимыми.

СРО – это некоммерческое объединение, целью которого является управление деятельностью арбитражных управляющих. Списки действующий организаций и состоящих в них членов – управляющих можно проверить:

Кредитор или специально уполномоченный орган в рамках банкротства могут предъявить к финансовому управляющему дополнительные требования как то: наличие высшего образования по конкретной специальности; наличие конкретного стажа работы на руководящих должностях соответствующей отрасли; проведение определенного количества банкротных дел.

Кроме требований, законом установлен ряд критериев, которые препятствуют утверждению арбитражного управляющего к участию в деле о банкротстве:

  • наличие заинтересованности к участникам процесса;
  • наличие невозмещенных убытков, причиненных участникам дела о банкротстве ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения управляющим своих обязанностей, установленного решением суда;
  • участие управляющего в процедуре банкротства на месте должника;
  • отсутствие допуска к государственной тайне, если это обязательное условие допуска;
  • наличие засиленного (решение, которое выдержало стадию обжалования и его не отменили или не обжаловали, но уже выдали исполнительный документ) судебного акта об отстранении от исполнения обязанностей арбитражного управляющего, если с момента его принятия прошло менее одного года.

Получить бесплатную консультацию

Права и обязанности арбитражного управляющего

Арбитражный управляющий – очень важная персона процедуры несостоятельности гражданина. Законом №127-ФЗ определен конкретный перечень прав и обязанностей этого участника банкротства. 

В соответствии со ст. 213.9 АУ вправе:

  • оспаривать сделки от имени должника;
  • возражать против требований кредиторов;
  • в рамках реструктуризации участвовать в судебных спорах по имуществу клиента  как самостоятельный участник процесса;
  • получать всю необходимую информацию об имуществе заемщика, денежных средствах, финансовых операциях, его кредитной истории;
  • получать от должника  отчетность о выполнении плана реструктуризации;
  • созывать собрание кредиторов для решения вопроса о предварительном согласовании сделок и решений гражданина в случаях, предусмотренных законом;
  • заявлять перед судом о необходимости принятия мер, направленных на сохранение имущества гражданина и об отмене таких мер соответственно;
  • от имени гражданина заявлять отказ от исполнения сделок;
  • привлекать сторонних специалистов для осуществления своих полномочий в деле о банкротстве на основании судебного постановления;
  • осуществлять иные права, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей, установленных Законом №127-ФЗ.

Финансовый управляющий является своеобразным контролером за имуществом гражданина и его деньгами – сам факт того, что должник оказался в ситуации, когда необходимо прохождение банкротства, говорит о том, что он не полностью способен рационально распоряжаться своими финансовыми активами и может нарушить принцип  равенства исполнения обязательств перед кредиторами.

 Исходя из этой роли, арбитражному управляющему законом установлен ряд обязанностей:

  • принятие мер по определению объема имущества заемщика и его сохранению;
  • проведение анализа финансового состояния клиента;
  • выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства;
  • ведение списка требований кредиторов и взаимодействие с последними по вопросам проведения собраний;
  • уведомление кредиторов и иных кредитных организаций о введении этапа реструктуризации долгов гражданина;
  • контролировать исполнение гражданином обязанностей, возложенных на него в рамках реструктуризации;
  • отчитываться перед кредиторами о проведении мероприятий по банкротству;
  • исполнять иные возложенные на него обязанности, установленных Законом №127-ФЗ.

Порядок назначения арбитражного управляющего

К сожалению, а может и к счастью, нельзя просто привести суду человека, отвечающего требованиям закона, о которых мы писали ранее, и сказать, что он будет вашим управляющим. Назначение арбитражного управляющего – достаточно сложная и многоэтапная процедура.

В заявлении перед подачей в суд необходимо указать либо конкретное лицо и СРО, членом которого оно является, либо только СРО. Правом на предложение кандидатуры обладает заявитель, т.е. сам должник или кредитор.

Приняв заявление к производству, суд направляет в указанную заявителем организацию копии судебных актов о совершенном процессуальном действии, по получении которых СРО либо подтверждает участие конкретного лица в процедуре, либо представляет конкретную кандидатуру финансового управляющего, согласившегося вести дело на основании решения СРО.

Кроме направления подтверждения СРО должно уведомить заявителя (должника или кредитора), заемщика и суд о соответствии арбитражного управляющего требованиям, установленным законом.

На  основании заключения СРО о соответствии АУ требованиям закона арбитражный суд производит назначение, о чем указывает в своем определении.

Получить бесплатную консультацию

Помощники арбитражного управляющего

Сопровождение банкротного дела – трудоемкий процесс, который требует наличия профессионального мастерства, организаторских способностей (не спроста у арбитражного управляющего должен быть опыт работы на руководящих должностях), и знания законодательства.

  Выполнение разнообразия задач, встающих перед АУ в процессе освобождения гражданина от обязательств, требует их распределения на иных лиц кроме управляющего – его помощников.

Федеральный закон “О несостоятельности “банкротстве” дает управляющему право формировать собственный штат помощников для повышения эффективности исполнения его обязанностей.

Практически, обязанности помощника АУ перекликаются с функциями финансового управляющего, поскольку для дальнейшего профессионального роста помощнику необходим практический опыт в течение  нескольких лет.

Сопровождая процедуру банкротства вместе с управляющим, помощник готовит процессуальные документы, необходимые для рассмотрения дела; занимается канцелярской работой, рассылкой корреспонденции; готовить отчеты, необходимые для представления собранию кредиторов; проводит анализ финансового состояния должника и прочее.

Часто бывает, что с клиентами общаются преимущественно помощники арбитражного управляющего – не стоит подвергать сомнению профессионализм этих людей.

По большому счету,  единственное, что их отличает – отсутствие официального статуса и возложение всей ответственности за их деятельность на АУ.

Сотрудники офиса управляющего – компетентные лица, заинтересованные грамотно и эффективно провести вашу процедуру.

Ответственность арбитражного управляющего

Как мы выяснили, роль управляющего в деле о банкротстве очень значительна. Ввиду этого, просто необходимо, чтобы он исполнял свои обязанности добросовестно, исходя из баланса интересов как кредиторов, так и должника. В случае, если управляющий не исполняет или ненадлежащим образом исполняет свои функции он будет  привлечен к ответственности по правилам ст. 20.4 Закона №127-ФЗ. 

То, насколько законно и в интересах сторон действует АУ, уполномочен решать только суд. 

Алгоритм привлечения к ответственности следующий:

суд получает сведения по факту осуществляемых управляющим действий → проводит анализ сведений → устанавливает факт неисполнения/ненадлежащего исполнения обязанностей АУ → выносит решение с назначением определенных законом мер ответственности (в рамках Закона о несостоятельности – отстранение АУ от исполнения обязанностей – дисквалификация)

Кроме того, арбитражный управляющий может быть привлечен к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности в рамках положений Кодекса об административных правонарушениях, Уголовного кодекса Российской Федерации.

Жалоба на арбитражного управляющего

Если  АУ ведет свою деятельность вопреки закону или интересам кредиторов или должника, его действия можно обжаловать не только в судебном порядке. Подать жалобу могут только лица – участники дела о банкротстве. 

Обжалованию подлежат любые действия финансового управляющего каким-либо образом ущемляющие права участников дела о несостоятельности, такие как:

  • предоставление приоритета АУ одному участнику процедуры банкротства из-за чего другие участники понесли убытки;
  • нарушение порядка созыва собрания кредиторов;
  • намеренное затягивание процедуры банкротства;
  • отсутствие действий, направленных на выявление имущества должника и т.д.

Жалобу на действия АУ можно подать в Росреестр – орган, осуществляющий контроль (надзор) за деятельностью СРО и арбитражных управляющих, или непосредственно в СРО. 

После подачи жалобы Росреестру, уполномоченный орган осуществляет проверку по жалобе, при необходимости направляет запрос саморегулируемой организации, членом которой является АУ, и по результатам проверки обращается в установленном порядке в суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражных управляющих к административной ответственности.

Форму жалобы на действия арбитражного управляющего, доступная для скачивания и заполнения, можно скачать из справочной правовой системы “Консультант Плюс” или составить ее самостоятельно, опираясь на правила составления исковых заявлений.

Основная мысль данного материала в том, что финансовый управляющий – независимый участник дела о несостоятельности. Часто наши клиенты обвиняют АУ в том, что он “играет” на стороне кредиторов и не заинтересован им помогать.

Здесь отчасти есть доля правды – управляющий не должен помогать вам – он призван осуществлять свои функции для достижения баланса между возможностями должника и потребностями кредиторов, для соблюдения равенства между кредиторами.

Негативные отзывы об АУ поступают от недобросовестных клиентов, которые пытались скрыть свое имущество и избежать его продажи в  процедуре, которые врали относительно размера своих доходов и  всячески не шли на контакт с АУ. 

Компания “Банкрот-Сервис” имеет в штате собственных арбитражных управляющих и помощников арбитражных управляющих, что делает прохождение процедуры банкротства для клиента удобнее и оперативнее. 

Если у вас проблемы с долгами, нечем платить по кредиту, имеются неразрешимые финансовые сложности, обращайтесь в нашу компанию, и, в ходе бесплатной консультации, мы ответим на любые вопросы и поможем законно освободиться от обязательств.

Получить бесплатную консультацию

Источник: https://bankrotserv.ru/blog/arbitrazhnyy-upravlyayushchiy/

Статья 20 Федерального закона №127-ФЗ

Арбитражный управляющий фз о несостоятельности

Федеральный закон №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» создал механизм регулирования процессов возмещения долгов кредиторам, перед которыми у организации или физического лица – должника есть какие-либо неисполненные обязательства. Одним из элементов такого регулирования является арбитражный управляющий.

Кто такие арбитражные управляющие

В соответствии с положениями статьи 20 указанного Федерального закона под арбитражным управляющим понимается гражданин Российской Федерации, который осуществляет предусмотренную действующим законодательством деятельность, направленную на удовлетворение требований кредиторов об уплате долга.

В соответствии с положениями указанной статьи арбитражный управляющий обязан состоять в специализированной саморегулирующейся организации арбитражных управляющих, но в целях осуществления своей деятельности состоять он имеет право только в одной организации. При этом ему не запрещено законом заниматься частной практикой, а также осуществлять иную деятельность, не противоречащую требованиям действующего законодательства, но только при соблюдении требования, что такая его деятельность не будет мешать исполнению им своих непосредственных обязанностей, установленных Федеральным законом №127-ФЗ.

Для того чтобы получить статус арбитражного управляющего, гражданин Российской Федерации при вступлении в состав специализированной саморегулирующейся организации должен подтвердить свое соответствие следующим требованиям:

  • обладание высшим образованием в его оконченной форме (подтверждается документом об образовании);
  • опыт работы на каких-либо руководящих должностях (вне зависимости от того, идет речь о государственном учреждении или частной организации), который может быть подтвержден с помощью специальных документов, например, копией трудовой книжки или выпиской из приказа о назначении на руководящую должность;
  • прохождение стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в течение не менее двух лет до даты подачи документов на вступление в саморегулирующуюся организацию (подтверждается специальным протоколом прохождения стажировки или иным документом, который выдается руководителем стажировки – действующим арбитражным управляющим);
  • прохождение теоретического экзамена в части владения курсом программы подготовки арбитражных управляющих (сдается при вступлении в саморегулирующуюся организацию, если другие варианты проверки уровня профессиональной подготовки не оговорены в нормативных документах такой организации);
  • у кандидата не должно быть наказания в виде дисквалификации по административным правонарушениям либо наказания в виде запрета на занятие определенных должностей за совершение преступлений, характеризуемых как умышленные (подтверждается справками из правоохранительных органов либо из судебных органов);
  • также у кандидата на вступление в саморегулирующуюся организацию не должно быть судимостей за преступления умышленного типа;
  • в течение трех лет, предшествующих подаче заявления на вступление в ряды арбитражных управляющих, кандидат не должен быть исключен из таких саморегулирующихся организаций за совершение нарушений действующего федерального законодательства. При этом такие нарушения, за которые было осуществлено исключение из такой организации, определяются как неустранимые либо неустраненные в срок, установленный организацией при выявлении этих нарушений.

Если арбитражный управляющий, являющийся членом саморегулирующейся организации, допустит нарушение действующего федерального законодательства, в отношении него может быть использован рычаг воздействия в виде исключения из числа членов саморегулирующейся организации в течение одного месяца с даты выявления такого нарушения.

Если такое исключение было осуществлено, кандидатура такого арбитражного управляющего не может быть представлена в арбитражный суд для участия в деле о банкротстве.

Права и обязанности арбитражных управляющих в делах о банкротстве

Перечень прав и обязанностей арбитражного управляющего, который участвует в деле о банкротстве, содержится в статье 20.3 Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Данный перечень является исчерпывающим и может быть расширен только в случае вынесения соответствующего решения суда.

К числу прав, которыми обладает арбитражный управляющий, относятся:

  • право на созыв собрания кредиторов для разрешения ключевых вопросов в деле о банкротстве, если без такого собрания такие вопросы разрешены быть не могут;
  • право на созыв комитета кредиторов, если без такого созыва решить ключевые вопросы по ведению дела о банкротстве арбитражный управляющий не может, либо если возникли спорные ситуации в алгоритме разрешения;
  • обращение в арбитражный суд с целью направления заявлений и ходатайств, если такое действие предусмотрено действующим законодательством в сфере банкротства физических и юридических лиц;
  • получение вознаграждения в том порядке, в котором это предусматривает указанный Федеральный закон;
  • право на привлечение для помощи в исполнении своих обязанностей сторонних лиц, но при условии перечисления им вознаграждения за осуществление своей деятельности за счет средств должника. Такой вариант оплаты услуг привлеченных лиц возможен в том случае, если другие варианты не предусмотрены действующим законодательством либо соглашением между арбитражным управляющим и кредиторами в конкретном деле о банкротстве;
  • право запрашивать необходимые для выполнения своей работы сведения о физических лицах, в отношении которых ведется дело о банкротстве, либо о юридических лицах, их руководстве, владельцах, органах управления. Такие запросы арбитражный управляющий вправе посылать во все государственные органы, внебюджетные фонды, а также в органы местного самоуправления. Запросу подлежат все необходимые для работы сведения, в том числе те, которые содержат государственную тайну;
  • право на подачу в арбитражный суд заявления о снятии с него обязанностей по ведению определенного дела о банкротстве.

Что касается обязанностей арбитражного управляющего, их перечень содержится в части 3 статьи 20.3 и выглядит следующим образом:

  • принятие мер, направленных на защиту имущества должника от возможного его выведения из конкурсной массы и исключения из перечня имущества, с помощью которого может быть погашена задолженность перед кредиторами;
  • оценка, с аналитической точки зрения, финансово-хозяйственного состояния должника, а также результатов его финансово-хозяйственной и инвестиционной деятельности;
  • оформление и ведение реестра требований кредиторов во всех случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
  • в случае поступления требования о предоставлении реестра требований кредиторов – предоставление такого реестра в течение трех рабочих дней со дня поступления такого требования. Однако данное действие возможно только в том случае, если речь идет о лицах, которые одновременно требуют проведения специального общего собрания лиц, выступающих кредиторами;
  • в случае если в ходе проводимой проверки были обнаружены факты деятельности должника-физического лица или должностных лиц организации-должника, которые могут быть трактованы как административные правонарушения или уголовные преступления, передача информации о таких фактах в правоохранительные органы с целью рассмотрения последними вопроса о возбуждении дела по факту административного правонарушения или уголовного преступления;
  • выявление признаков преднамеренного банкротства, а также банкротства фиктивного типа в том порядке, который установлен специальными федеральными стандартами, и сообщение об установленных фактах лицам, которые участвуют в деле о банкротстве, а также в саморегулирующуюся организацию, в которой состоит арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в те государственные органы, которые в пределах своей компетенции возбуждают дела об административных правонарушениях и уголовных преступлениях;
  • привлечение на договорной основе лиц, использование услуг которых является обязательным в случае исполнения арбитражным управляющим его обязанностей в деле о банкротстве, если такие действия арбитражного управляющего по расширению круга участвующих в деле по банкротству лиц не является нарушением действующего федерального законодательства по несостоятельности (банкротству);
  • выявление фактов, связанных с нарушением исполнения обязанности предоставления в уполномоченные органы заявления должника, а также с нарушением сроков подачи такого заявления;
  • принятие мер в отношении виновного в нарушении исполнения обязанности по подаче заявления должника в части привлечения такого виновного к ответственности, в том числе путем сообщения сведений о таком нарушении в уполномоченные органы, которые составляют специализированные протоколы по выявленным нарушениям.

Иные права и обязанности арбитражного управляющего могут быть сформулированы арбитражным судом при его назначении для ведения конкретного дела по банкротству при условии, что расширение таких прав и обязанностей продиктовано условиями конкретного дела.

Вознаграждение арбитражного управляющего

В соответствии с частью 1 статьи 20.6 арбитражный управляющий за выполнение своих обязанностей по ведению дела о банкротстве имеет право на предоставление ему вознаграждения. Сумма, которая ежемесячно должна быть выплачена такому человеку, формируется из фиксированного платежа и процентов.

Фиксированная сумма рассчитывается в зависимости от того, какую должность занимает арбитражный управляющий в конкретном проводимом деле:

  • если речь идет о должности временного управляющего, то размер фиксированной суммы вознаграждения не может превышать тридцать тысяч рублей в месяц;
  • для административного управляющего такая сумма равняется пятнадцати тысячам рублей в месяц;
  • у внешнего управляющего фиксированный размер суммы вознаграждения равен сорока пяти тысячам рублей;
  • для конкурсного управляющего сумма также рассчитывается в месяц и составляет тридцать тысяч рублей в месяц;
  • если говорить о финансовом управляющем, то ему выплаты назначаются в единоразовом виде в размере двадцати пяти тысяч рублей за одну проведенную процедуру по делу о банкротстве.

Сумма процентов, которые выплачиваются арбитражному управляющему, определяется в зависимости от размера тех требований кредиторов, которые были удовлетворены при непосредственном участии арбитражного управляющего. При этом вычитаются данные средства из денежных средств должника, а также из других средств, поступивших в конкурсную массу.

Размер суммы процентов, которые потребуется выплатить арбитражному управляющему, либо определяется на основании соответствующего решения арбитражного суда, либо рассчитывается как процентное соотношение к удовлетворенным требованиям кредиторов, но в пределах размеров, которые установлены частями 10-13 статьи 20.6 Федерального закона №127-ФЗ в зависимости от стоимости балансовых и чистых активов должника. Если речь идет о финансовом управляющем, то в качестве его суммы процентов рассматривается процентное соотношение к размеру удовлетворенных требований кредиторов. Данное соотношение равно семи процентам от всех требований, которые были удовлетворены из заявленных в реестр требований при условии, что возмещение по таким требованиям все кредиторы получили по итогам непосредственного участия финансового управляющего в процессе такого удовлетворения.

Сумма процентов, которая подлежит выплате арбитражному управляющему, не подлежит расширению, если иное решение не примет суд при рассмотрении конкретного дела. При этом данную сумму получивший ее арбитражный управляющий должен потратить на вознаграждение дополнительно привлеченных лиц к участию в процедуре банкротства.

Кроме того, эта сумма может быть также использована для компенсации тех расходов, которые арбитражный управляющий понес при выполнении своих обязанностей по данному делу о банкротстве.

Если собрание кредиторов примет соответствующее решение, то арбитражному управляющему могут быть выплачены дополнительные средства в качестве вознаграждения.

Расходы на проведение процедур в делах о банкротстве

Оплата всех процедур, которые проводятся при ведении дела о банкротстве, происходит за счет средств должника. Исключение могут составлять только те случаи, когда требования об оплате продиктованы Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Перечисление средств при проведении такой процедуры происходит только в том случае, когда было принято соответствующее решение суда.

Размер суммы вознаграждения привлеченных лиц, которых привлек арбитражный управляющий для исполнения своих непосредственных обязанностей, определяется на основании стоимости балансовых активов должника только по решению суда.

При этом суд может отказать в выплате вознаграждения таким привлеченным лицам, если рассмотрит по ходатайству лиц, участвующих в деле, правомерность и целесообразность их привлечения.

Однако назначенный размер оплаты не может быть признан необоснованным, если все назначения осуществлены в соответствии с установленными тарифами на определенные виды работ или виды услуг, которые были оказаны должнику и арбитражному управляющему привлеченными лицами.

Решение о привлечении сторонних лиц для осуществления процедур по делу о банкротстве арбитражный суд выносит только в том случае, если арбитражный управляющий докажет целесообразность и необходимость такого привлечения. На основании этого доказательства определяется также и правомерность назначения определенного размера вознаграждения таких привлеченных лиц.

Расходы на оплату услуг лиц, которые были привлечены для обеспечения функционирования должника при проведении процедуры банкротства, оплате в соответствии со статьей 20.7 не подлежат.

Все расходы на проведение процедур в том или ином деле о банкротстве должны быть оплачены только в их фактическом размере.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/stati-20.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.